Главная | Что такое гендер | Новости | Публикации | База знаний | Встречи | Ссылки | English

ГЛОССАРИЙ


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я


Бедность (hoverty)

    Бедность - это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения. Это определение имеет общий характер, ибо не конкретизирует, что такое насущные потребности. В этом смысле бедность может быть абсолютной (нехватка средств для поддержания физической жизни и здоровья) и относительной (нехватка средств для поддержания принятого в данном обществе уровня жизни). На основе концепции абсолютной бедности рассчитывается прожиточный минимум. Прожиточный минимум - показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния человека в данном регионе.

    Существует три подхода к оценке доли бедных домохозяйств в стране, в регионе, среди социально-демографических групп. Первый - официальный (абсолютный) подход, основанный на сопоставлении денежных доходов или расходов домохозяйства с региональным прожиточным минимумом. Второй подход - субъективный, основанный на представлениях населения о том, считается ли их семья бедной, принадлежит ли к средним слоям населения или считается богатой. Замеряются представления домохозяйств о том, какие ресурсы нужны семье, чтобы не быть бедной. Третий подход - депривационный, основанный на измерении "лишений", то есть отклонений от принятых в обществе стандартов потребления.

    В международных документах по развитию народонаселения, например, в Пекинской платформе действий (см. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин), Копенгагенской программе действий (см. Вторая Всемирная конференция по положению женщин) одной из основных целей развития населения ставится искоренение абсолютной бедности и борьба с феминизацией бедности, распространение которой в обществе приводит к ситуации, когда женщины располагают относительно меньшими ресурсами (доходами, имуществом, активами), чем мужчины.

      Литература:

      • Домохозяйство, семья и семейная политика / Ред. Елизаров В. В., Зверева Н. В. М., 1997.
      • Феминизация бедности в России / Всемирный банк. М., 2000.
      • Цели и индикаторы. Выдержки из отчета "Прогресс женщин мира". UNIFEM, 2000.

      © Е. И. Калабихина

Биодетерминизм (biodeterminism)

    Биодетерминизм (биологический детерминизм) - принцип рассмотрения явлений, при котором определяющими для характеристик человека, в данном случае гендерных или половых, считаются биологические природные факторы. Впервые биодетерминизм возник в середине ХІX века в контексте учения Дарвина о естественном отборе, первоначально для объяснения своеобразия поведения живых систем, к которым впоследствии стали относить и человека.

    Биодетерминизм восходит к идее детерминизма вообще, как учению о связи и взаимообусловленности явлений действительности, где большую роль играли законы природы. Но если раньше в связи с успехами естественных наук природа понималась в "механистическом" ключе, то теперь значительно большую роль стала играть биология.

    Биодетерминизм часто оказывается объектом феминистской критики. Основная причина этого состоит в достаточно произвольном толковании "природных факторов" и их следствий - обычно в жестко консервативном ключе. На это накладывает отпечаток традиция мыслить именно природные факторы как неизменные. Хотя очевидно, что современные биотехнологии значительно расширили диапазон возможностей. На примере транссексуализма очевидно, что социальные факторы оказываются даже более жесткими - чтобы войти в тот же социум в новом качестве требуется длительное время для адаптации. А пресловутая "природа" отличается значительно большим разнообразием, чем социум, где веками доминирует одна и та же позиция, которую изложил еще Ксенофонт в "Домострое": "Природу обоих полов с самого рожденья бог приспособил: природу женщины для домашних трудов и забот, а природу мужчины - для внешних. Тело и душу мужчины он устроил так, чтобы он способен был переносить холод и жар, путешествия и военные походы, поэтому он назначил ему труды вне дома. А тело женщины бог создал менее способным к этому и поэтому ... назначил ей домашние заботы ... Женщине приличней сидеть дома, чем находиться вне его, а мужчине более стыдно сидеть дома, чем заботиться о внешних делах". В такой позиции природные основания легко смыкаются с теологическими, поскольку и те и другие заявляются как незыблемые.

    Наиболее известным в отечественной науке примером биодетерминизма является концепция В. А. Геодакяна. Она разработана в контексте синтетической теории эволюции И. И. Шмальгаузена и основывается на представлении, что в любой эволюционирующей системе действуют два фактора - оперативный и консервативный, которые обеспечивают изменчивость и эволюцию любых развивающихся систем. Оперативный фактор обеспечивает изменчивость системы в ее взаимоотношениях со средой. Консервативный - стабилизирует накопленные эволюционно оправданные изменения. Конечно же, с этой точки зрения, женские "особи" олицетворяют консервативный фактор, а мужские - оперативный.

    В отечественных гендерных исследованиях (см. Гендер) эта концепция вызывает как критику, так и поддержку. Критически она оценивается прежде всего потому, что далеко не всегда женщины составляют консервативную систему. Достаточно очевидно, что современное общество претерпело существенные изменения во многом благодаря феминизму, большинство представителей которого - женщины. Убедительной концепция Геодакяна представляется опять-таки благодаря трактовке дифференциации полов как экономной формы "информационного контакта со средой, как специализации по аспектам сохранения и изменения генетической информации".

    Некоторые западные феминистки также предприняли попытку возврата к биологии как основе специфически женской сексуальности, например Моника Виттиг и Люс Иригарэй. Иригарэй делала попытки найти истоки специфической женской сексуальности в женской анатомии, а Виттиг выступала в защиту положения, согласно которому половые различия являются эссенциалистскими, и выводила социальную роль женщин из их биологической фактичности. Возврат к биологическому эссенциализму, когда женская сексуальность выражается на языке биологии, также характерен для радикального феминизма.

    Постмодернизм, наиболее последовательно оспаривающий биодетерминизм как одно из оснований эссенциализма, как вменение сущности и принуждения к ней, обратил внимание на предшествовавшую дарвинизму концепцию Ламарка, где большая роль в процессах изменений, наблюдаемых у животных и эволюции видов, отводилась влиянию среды и обучению.

      Литература:

      • Антропобиологические аспекты гендерных исследований // Введение в гендерные исследования. Уч. пособие. М.: МГУ, 2000. С. 107.
      • Батлер Дж. Гендерное беспокойство // Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И.
      • Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 297-346.
      • Геодакян В. А. Асинхронная асимметрия (половая и латеральная дифференциация - следствие асинхронной эволюции) // Журнал высшей нервной деятельности. 1993. Т. 43. Вып. 3. С. 543.
      • Детерминизм // Современный философский словарь. Лондон-Минск: Папринт, 1998.
      • Детерминизм // Краткий психологический словарь. М.: Политическая литература, 1985.
      • Кнабе Г. С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринуэя "Брюхо архитектора" // Вопросы философии. 1997. N 5. С. 86.
      • Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

      © Т. В. Булавина

Брак (marriage)

    Брак - социально подтвержденный и иногда юридически заверенный союз между взрослыми мужчиной и женщиной. Некоторые доиндустриальные общества признают многобрачие (полигамию) - то есть полигинию (когда мужчина может быть женат более чем на одной женщине одновременно, термин в России широко известен как многоженство), или, что гораздо реже - полиандрию (когда женщина может быть замужем более чем за одним мужчиной одновременно). Более распространенной формой брака является моногамия - норма, разрешающая иметь одного партнера. В индустриальных обществах все большее распространение получает конкубинат (сожительство). Имеют место также лесбийский брак, гомосексуальный, и даже коллективный.

      Литература:

      • Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. 1 (А-О): Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999. 544 с.
      • Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.

info@icwc-aral.uz