↑ А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я
Определяет насилие в отношении женщин как любой акт насилия в общественной и личной жизни, совершенный на основании признака пола и причиняющий или способный причинить физический или психологический ущерб (ст.1). Угроза совершения таких действий, принуждение или произвольное лишение свободы также считаются актами насилия. В Декларации определяются различные типы насилия. Физическое насилие (abuse) существует в форме побоев, избиения, пыток, убийства). Сексуальное насилие (sexual violence), то есть сексуальный контакт вопреки желанию женщины, имеет разные виды - от навязанных сексуальных прикосновений, называемых сексуальными домогательствами (sexual harassment) до изнасилований (rape), в том числе и в браке. Психологическое (psychological violence), насилие выражается в насмешках, способных подорвать веру женщин в себя, в оскорблениях, грубости, в угрозах физического насилия, в ограничении или запрете общения с другими людьми. Экономическое (economic violence), насилие проявляется в материальной зависимости женщин, лишении финансовой поддержки, в том, что мужчина не разрешает экономически или юридически зависимой от него женщине устроиться на работу.
Значение Декларации заключается в том, что она ставит задачу разработки национальных планов действий для программ защиты женщин от любых видов насилия или включить соответствующие положения в уже существующее законодательство (ст.4). В Декларации отмечается, что необходимым условием разработки и выполнения таких программ является сотрудничество государственных и неправительственных организаций.
Практики и действия препятствующие членам определенной социальной группы иметь равные права и получать равные возможности и доступ к ресурсам, только на основании их принадлежности к иной группе. Вызвать негативное отношение могут самые разные характеристики - расовая, этническая или религиозная принадлежность, пол, возраст, место проживания и многое другое. На их основе формируются расовые, национальные, гендерные предрассудки и стереотипы, «оправдывающие» дискриминационные практики.
Практика, посредством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению к другим. В патриархатном обществе женщины, как правило, подвергаются систематической дискриминации во всех областях социальной жизни. Это положение получает нормативное оправдание с помощью соответствующей идеологии и воспроизводится посредством различных властных механизмов и социальных институтов, поэтому дискриминация по половому признаку оценивается как институциональная и приравнивается к расовой дискриминации. В более строгом смысле дискриминация понимается как любое различие, исключение или предпочтение, основанное на признаке пола или на принятых в обществе гендерных ценностях, нормах и стереотипах и оказывающее отрицательное воздействие на равенство возможностей. Прямая дискриминация означает неравное отношение к мужчинам и женщинам, основанное на законодательстве, нормативных документах или практике. Косвенная дискриминация означает, что нормы и практика, которые на первый взгляд являются гендерно нейтральными, в реальности ущемляют представителей одного пола (например, объявления о вакансиях на работу «требуется мужчина/женщина», когда это не имеет содержательного обоснования). Дискриминация по признаку пола может также возникнуть, когда гендерно нейтральные политика и практика оказывают несоразмерно большее негативное влияние на какую-либо незащищенную группу населения, чаще всего, женщин.
Любая форма физического, сексуального или психологического насилия, которая угрожает безопасности или здоровью членов семьи со стороны других членов семьи. Формами домашнего насилия считаются угрозы применения физической силы, побои и избиения, психологическое и сексуальное насилие. Чаще всего жертвами оказываются женщины и дети, хотя могут быть и мужчины, особенно если речь идет о психологическом насилии; изнасилование женщин в браке во многих странах также считается формой домашнего насилия.
Работа по обслуживанию членов семьи, уход за домом, работа на приусадебном участке или в личном подсобном хозяйстве (где выращиваются продукты для семейного потребления). В историческом прошлом семья и производство не были отделены друг от друга, товары и продукты для семьи производились по мере сил всеми ее членами и в рамках самой семьи. Отделение производства от семьи начинается с развитием товарно-денежных отношений и усиливается в индустриальную эпоху. Общественная экономика делится на две сферы: производство товаров и услуг за деньги, где основные позиции занимают мужчины, и неоплачиваемое производство женщинами товаров и услуг для домашнего потребления. Домашний труд является частью экономики общества, но обслуживает ее специфическими способами, которые маскируются идеологией семьи и семейного предназначения женщин. Это - область культурного и социального воспроизводства общества, где воспитывают детей, а взрослые мужчины получают персональное обслуживание и заботу, что позволяет им в том числе и восстанавливать свою рабочую силу. Именно поэтому социалистические феминистки (З. Айзенстайн, М. О'Брайен, Х. Хартманн, А.Янг, А.Джаггар) писали о том, что патриархат выгоден капиталистической экономике. Несмотря на свою роль в национальной экономике, домашний труд не включают в оценку валового национального продукта. По оценкам Э. Гидденса, в промышленно развитых странах в домашнем хозяйстве создается от 25 до 40% национального богатства. Домашняя работа выступает фундаментом экономики, поскольку обслуживает на безвозмездной основе огромную массу трудовых ресурсов.
Идеология семейного предназначения женщин и определение их первичной гендерной роли как домохозяйки имеет важные социальные последствия. С одной стороны, первостепенная ответственность женщин за дом является ключевым фактором усиления их эксплуатации и подчинения в публичной сфере. С другой стороны, это приводит к двойной нагрузке женщин, которые все активнее вовлекаются в производственную сферу.
До публикации работы Энн Оукли «Социология домашнего труда» (1974) социология труда игнорировала эту область, поскольку трудом считалась только оплачиваемая работа. Сегодня домашний труд женщин стал одним из признанных предметов социологических и экономических исследований.
Дискриминация в сфере труда - долговременное неравенство статусов индивидов на основании пола, этничности, возраста, конфессиональных и политических предпочтений и иных культурных отличий, которое проявляется, в частности, в неодинаковом вознаграждении одинаково продуктивных групп; в практике найма, оплате, повышении квалификации, продвижении по службе. Таким образом, права и возможности отдельных групп работников ограничиваются на вышеупомянутых основаниях. Проблема заключается в том, что социальные группы, имеющие меньше возможностей устроиться на работу, будут наниматься за меньшие деньги, поэтому бизнес, стремящийся снизить расходы на рабочую силу, будет воспроизводить такой способ эксплуатации.
В тесной связи с понятием дискриминация находится понятие сексизм - неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам (в данном случае - к женщинам или мужчинам), которое ведет к сокращенному доступу людей к престижным ценностям общества, например, к работе или образованию. Конкретными примерами сексизма могут служить правила, запрещающие службу женщин в армии, или то, что детей при разводе обычно оставляют с матерью.
С существующими сексистскими установками тесно связана сегрегация женщин на работе. Хотя социально-психологические предубеждения о превосходстве отдельных групп над другими и вносят вклад в практики дискриминации, причиной же дискриминации выступают экономические факторы. К сегрегации на работе ведут дискриминационные практики найма сотрудников. Если сегрегация подразумевает различия в распределении работы и продвижения, то дискриминация - более широкое понятие, предполагает также различающиеся вознаграждения мужчинам и женщинам (или людям разного возраста, этничности) за одинаковую работу.
В России действует организация "Женщины против насилия и дискриминации", гендерные центры проводят гендерную экспертизу законодательства, обсуждается законодательство о равных правах и возможностях женщин и мужчин, что предусматривает, в том числе, антидискриминационные меры в сфере труда. По выводам М. Баскаковой, необходимо экономически поощрять мужчин к занятиям детьми и домашним хозяйством; доносить до населения смысл законодательных изменений; работать над антидискриминационным законодательством; исключить дискриминацию по признаку пола, ограничивая законами поведение работодателей с момента подачи объявления о вакансиях, создать механизм установления факта дискриминации и возмещения ущерба гражданам, подвергнувшимся дискриминации; реализовывать программы поддержки женского предпринимательства, профессиональной подготовки и переподготовки женщин. Гендер оказывается центральным организующим принципом в мире занятости. И хотя при этом трудно отделить фактор пола от возраста, класса, расы и этничности, можно утверждать, что дискриминация по признаку пола в сфере труда в мире распространена очень широко.
Литература:
© Е. Р. Ярская-Смирнова
Домохозяйство определяется как лицо или группа лиц, проживающих совместно и совместно ведущих хозяйство (Валентей, Кваша), или же как лицо или группа лиц, объединенных с целью обеспечения всем необходимым для жизни (Рекомендации ООН). Большинство домохозяйств представляют из себя семейные домохозяйства. Но в отличие от семьи, домохозяйство может быть представлено одним человеком или может содержать в своем составе людей, не состоящих в кровном родстве или отношении свойства. Классификация домохозяйств может осуществляться по ряду признаков: территориальному, демографическому, доходному, по трудовому статусу членов домохозяйства, социальному статусу членов домохозяйства и т. д. В данном случае домохозяйство интересует нас с точки зрения влияния его факторов и функций на статус мужчин и женщин, на отношение между полами.
С точки зрения феминисток, восприятие (семейного) домохозяйства зависит от степени патриархатности (см. Патриархат) в отношениях между супругами: либо это патриархатная единица патриархатного целого (общества), подавляющая женщин и являющаяся источником их дискриминации, либо это эгалитарная база общественного и личного развития. В этом смысле личное становится политическим. Так, среди факторов домохозяйства, влияющих на процессы принятия различных решений, например на предложение женского труда (репродуктивный, доходный, структурный, производственный, властный факторы), властный фактор перевешивает по своему влиянию все остальные. Даже если женщина имеет больший доход, при патриархатных отношениях она не имеет решающего права голоса в процессе принятия решений.
Домашний труд (состоящий из ухода за детьми и нуждающимися членами семьи, из обслуживания членов семьи и из поддержания жилища) является фактором, сдерживающим возможности женщин в отношении оплачиваемого труда, в отношении распоряжения временем, как главным ресурсом развития человека (так как распределение бюджета времени показывает, что в основном женщина выполняет все виды домашнего труда). Понимание того, как происходят процессы распределения труда и принятия решения в домохозяйстве, представляется ключевым в вопросах определения степени патриархатности домохозяйства, его роли в функционировании общественных механизмов.
Поведенческая мотивация индивидов формируется на уровне домохозяйства, влияя на "экономическое" и "демографическое" поведение людей. Как принимаются решения в семье и как распределяется труд в домохозяйстве? Рассмотрим три точки зрения: неоклассический подход, феминистский и марксистский (советский). Новая экономика домохозяйства основывается на понятиях "альтруистического дохода", "общей функции полезности" (за которую принимается, по сути, функция полезности мужа-отца) и общей ответственности за воспитание детей, являющихся семейным благом. Домохозяйственные решения (по мнению авторов неоклассической концепции) - результат семейного консенсуса. Однако домохозяйство не является базисной единицей в процессе принятия семейных решений. Следовательно, мы должны рассматривать индивидуальный, а не семейный уровень микрорешений, дабы не потерять условия консенсуса. Что и предлагают делать феминистки, утверждая, что и распределение труда, и процесс принятия семейных решений находятся под влиянием гендерных отношений и распределения власти в семье, а не достигается путем добровольного согласия. При этом женщины, имеющие меньше власти в силу меньших доходов, меньшей мобильности, подчиняются мужчинам.
Марксистский подход не оперирует понятиями "полезности", в силу этого достаточно трудно проводить сравнения моделей. Как и феминисты, марксисты признают асимметрию в распределении мужских и женских ролей. Однако считают ее естественной. С другой стороны, политика всеобщей занятости была успешно реализована в советский период, что привело в рамках такой модели к конфликту семейных и профессиональных ролей для женщин. Заметим, что на мужчин этот конфликт не распространялся, не предлагалось и способов решения данного конфликта с участием мужчин. Домашний труд и труд по воспитанию детей "перекладывался" на плечи общественных организаций, что, как показала практика, явилось утопией.
Известно, что мужчины и женщины вносят различный вклад в домохозяйственные виды труда. Однако, несмотря на тот факт, что такое распределение труда продолжает воспроизводиться, происходят изменения, касающиеся такого распределения. В частности, активное вовлечение женщин в сферу оплачиваемой занятости привело к тому, что в настоящее время существует как минимум три типа домохозяйств с различной долей участия мужчин и женщин в домашнем труде (в данном случае мы говорим обо всех видах домашнего труда: и о воспитании детей, и о собственно домашнем труде). Критерием выделения домохозяйств различных типов является модель занятости женщин: полная занятость, частичная занятость и незанятость в общественном производстве. Чем активнее женщина включается в процессы на рынке труда, тем менее она участвует в домашнем труде. Мужья всех трех женщин, последовательно увеличивающих свое "домохозяйственное" участие, наоборот, последовательно снижают количество времени, затраченное ими на домохозяйственную деятельность. Причем муж работающей женщины больше вовлекается в традиционно "женские" виды работ в домохозяйстве: уход за детьми, уборка, покупки. Таким образом, специализация в браке (важный постулат неоклассической школы) начинает размываться.
В рамках западного общества элементом такого размывания является изменение структуры потребления семей: увеличивается доля затрат на еду, алкоголь, поддержание машины. Эти изменения связывают со снижающейся необходимостью домохозяйственного участия женщин - семьи чаще питаются в ресторанах, женщина более активна вне дома, что приводит к большим затратам на еду, алкоголь и расходам на машину. Эта модель потребления обладает привлекательностью для населения, что послужит развитию и поддержанию такого образа жизни.
Уровень оплачиваемого труда женщин, вообще говоря, не является достаточным критерием для оценки степени равенства в семье не только в отношении распределения домохозяйственного труда, но и в распределении доходов домохозяйства.
Говоря о равномерном распределении рабочего времени мужчин и женщин, необходимо вспомнить также, что распределение времени досуга также имеет значение в этой связи. По модели Гронау (Gronau), работающая женщина замещает свое время на досуг и домохозяйственный труд временем, потраченным на рынке труда. Эффекты замещения при этом различны для досуга и домохозяйственного труда. Время досуга в большей степени служит резервом экономии рабочего времени. Исследования затрат времени подтверждают эту гипотезу: женщина экономит время для работы за счет воспитания детей, своего досуга и сна.
В основу феминистской критики домохозяйственных концепций заложены следующие тезисы: о неоднородности домохозяйственной единицы; о том, что дети являются не только семейным благом, но и ресурсным ограничением (особенно ограничением времени для женщин); о том, что воспитание и уход за детьми не является природной биологической ролью женщин; о том, что механизм принятия семейных решений зависит от ряда домохозяйственных факторов (структуры, репродуктивного и производственного труда, дохода), но основным фактором принятия решений в домохозяйстве является фактор власти (фактор гендерных отношений).
Литература:
© И. Е. Калабихина