Глоссарий

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я


Феминизм (feminism)

    Термин образован от латинского слова femina - женщина, и всамом общем смысле он означает защиту прав женщин как в практическом, так и в теоретическом смысле. Впервые это слово стало использоваться в американском женском движении в конце XIX в., но более широкое хождение получило в 60-е гг. ХХ в. В настоящий момент существует много различных определений феминизма. Иногда говорят, что «феминизм имеет всего лишь рабочие определения, потому что он - динамичная, постоянно меняющаяся идеология, включающая личностные, политические и философские аспекты проблемы. Феминизм - это призыв к действию, он никогда не сможет быть просто системой идей и представлений» (С. Морроу). В широком смысле термин феминизм относится к идеологии равенства женщин и мужчин, к движению за права женщин и к теориям, которые стремятся выявить социальные основы неравенства и предложить пути решения этой проблемы.

    В настоящее время существует несколько направлений феминизма, отличающихся тем, что считается основной причиной неравенства женщин и, соответственно, какими видятся пути его преодоления.

    Либеральный феминизм (liberal feminism) - исторически первое течение феминизма, возникшее в конце XVIII в., представлено в работах М. Уолстоункрфат, Дж. Милля, Х. Тэйлор, Б. Фридан, А. Росси, С. Окин, Н. Блюстоун и др. Причину неравноправия женщин либеральные фе­министки видят в отсутствии у женщин равных политических и социально-экономических прав. Соответственно, способом решения этой проблемы должны быть социально-экономические и юридические реформы, направленные на обеспечение равенства прав женщин с мужчинами.

    Социалистический феминизм (socialist feminism), который развивают З. Айзенстайн, Л. Гордон, М. О'Брайен и др., синтезировало марксистские и феминистские взгляды. Основными причинами дискриминации женщин здесь считались частная собственность и классовая структура общества. В марксизме такие идеи высказывал Ф.Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Однако в отличие от Энгельса, не допускавшего существования особого, отдельного от пролетарского, женского движения, социалистические феминистки настаивали именно на необходимости вычленения из проблем классовых и общесоциальных - собственно женских проблем.

    Радикальное направление (radical feminism), теоретиками которого являются К. Миллетт, С. Файерстоун, А. Дворкин, К.Дельфи, М. Дэйли, основано на представлении, что глубинной основой угнетения женщин. является патриархат - система мужского доминирования над женщинами. Исходной посылкой построения теории радикального феминизма выступает тезис о том, что общество утверждает (конституирует) мужское/маскулинное как позитивную культурную норму, а женское/феминное - как отклонение от нормы (С. де Бовуар). К. Миллетт также полагает, что подавление феминного в культуре является основой социальной политики патриархата. Патриархат, по ее определению, - это семейная, социальная, идеологическая, политическая система, в которой женское всегда подчинено мужскому. Подавление женщин проистекает не из их биологического отличия от мужчин, а из социального признания женщин как существ неполноценных и неважных. Далее, Миллетт выдвинула и аргументировала концепцию «сексуальной политики»: по ее мнению, во всех известных обществах отношения между полами были основаны на власти и подавлении одного пола другим и поэтому сексуальные отношения являются по сути своей политическими. Такое нетрадиционное понимание политики, согласно которому личная жизнь является сферой власти и подавления, легло в основу самого популярного лозунга феминизма тех лет - «Личное есть политическое».

    В настоящее время эти три течения не существуют в столь явном виде, как это было в 60-е годы. Кроме того, существует множество разновидностей основных направлений феминизма. Некоторые идеи радикального феминизма прочитываются в так называемом «культурном» феминизме (cultural feminism). Теоретики "культурного феминизма" утверждают, что наряду с доминирующей патриархатной культурой существует отдельная "женская культура", характеризующаяся в отличие от первой позитивными гуманистическими и моральными ценностями. Рассматривая их, сторонницы этого направления обращаются к анализу института материнства (Н. Ходоров), духовности (У. Кинг), языка (М. Дэйли). Сходную позицию занимают и теоретики "эссенциалистского феминизма" (essential feminism), утверждающие, что сущность (essence) женщин действительно отличается от сущности мужчин, причем в лучшую сторону - женщины "более моральны" и "более гуманны" (К. Гиллиган). Экологический феминизм (ecofeminism) утверждает, что конец угнетения женщин связан с развитием экологических ценностей и прекращением эксплуатации природы. Экофеминизм был особенно силен в радикальном феминизме и в «движении зеленых».

    Психоаналитический феминизм (psychoanalytical feminism), представительницами которого являются Дж. Митчелл, Н. Ходоров, К. Хорни, направлен на феминистскую реинтерпретацию фрейдовского психоанализа. В основной рассуждений теоретиков этого направления лежит концепция страха, который якобы бессознательно испытывают все мужчины по отношению к образу матери и женской репродуктивной способности как таковой. Чтобы избежать этого и построить новый тип отношений между мужчинами и женщинами, предлагается поровну деить родительские обязанности между мужем и женой.

    Постмодернистский феминизм, особенно развитый во Франции, соединяет в себе идеи радикального феминизма, постструктурализма, психоанализа Ж. Лакана, теорий Ж. Дерриды, М. Фуко и Р. Лиотара. Обычно к представительницам этого направления относят Л. Иригарэй, Ю. Кристеву, Х. Сиксу, Дж. Батлер - однако на деле их объединяют скорее темы исследования (язык, власть, понятие "женщина"), чем единая методологическая платформа. Постмодернистский феминизм иногда называют «постфеминизмом» (post-feminism), поскольку Иригарэй, Кристева и Сиксу считают феминизм, как и всякие другие «измы», порождение фаллологоцентрической системы.

    Кроме перечисленных, существуют и другие "феминизмы" - например «черный», т.е. негритянский американский феминизм; а также многочисленные феминизмы с национальной окраской (латино-американский, африканский, мусульманский и др.), в которых положение женщин анализируется не только через категорию пола, но и через категорию расы, национальности и/или религиозной системы.

    В целом феминизм ХХ века делится исследователями на несколько этапов. Большинство исследователей говорит о первой волне (с начала века до его середины) и второй волне феминизма (с начала 60-х годов). Некоторые выделяют третью волну (с начала 90-х годов). Основной чертой первой волны был акцент на социально-экономическом и политическом равноправии женщин и мужчин; при этом женщины рассматривались как объект и жертва патриархатного социального порядка. Вторая волна феминизма акцентирует внимание именно на женщинах, их самосознании, женской идентичности, их отличиях от мужчин и даже различиях между собой. Женщина из пассивного объекта рассмотрения превращается в активного субъекта социального анализа и создателя (созидателя) нового социального знания и новых теоретических предпосылок анализа культуры. Третья волна феминизма характеризуется еще большим усилением теоретических основ, переносу анализа проблем из социально-экономической плоскости на эпистемологический, то есть философский уровень.

    В настоящее время феминизм остается значительным социальным движением, достигшим наибольших успехов в области культуры. Несмотря на предсказания эры постфеминизма, сохраняющееся гендерное неравенство женщин остается в центре внимания феминизма во всех его формах.

Феминология (feminology)

    Буквально - наука о женщинах. Феминология является альтернативным термином, используемым для обозначения женских исследований в некоторых странах, особенно в Скандинавии. Предложен как термин, который может быть адаптирован многими языками и может использоваться в различных грамматических формах, а также придает обозначаемому нейтральный и наукообразный статус. Впервые этот термин предложен Маргаритой Солей-Дарк, которая в начале ХХ в. вела в Парижском Свободном колледже социальных наук курс, аналогичный современным женским исследованиям. В России термин феминология используется исследователями и преподавателями иногда как синоним женских исследований, а иногда - для подчеркивания противоположности позиций авторов-феминологов гендерной теории с ее критическим пафосом.