Глоссарий

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я


Квоты для женщин (quota for women)

    Норма представительства женщин в политических, государственных и иных принимающих важные решения властных структурах, которая закреплена в законодательстве и поддерживается им. Комиссия ООН по положению женщин отмечает, что 30%-ное представительство женщин следует рассматривать как минимальную долю должностей директивного характера на национальном уровне, которое позволяет женщинам оказывать существенное влияние на политику и процесс принятия решений. Типы квотирования делятся на «жесткие» и «мягкие». При «жестком» квотировании норма представительства женщин (в процентах или числах) четко фиксируется в законодательстве (конституции, законах о выборах, политических партиях, государственной службе и пр.). При «мягком» квотировании, которое также регулируется законодательно, оговаривается обеспечение условий для равного участия мужчин и женщин в конкурсах на выборные или вакантные места. Плюсы и минусы квотирования дискутируются много лет, но даже его сторонники полагают, что этот метод следует рассматривать как временный, который должен обеспечить основы более широкого представительства женщин. В настоящий момент в тех странах, где применяется квотирование для женщин (хотя формы и нормы могут различаться), их численность в государственных, муниципальных и политических структурах ы действительно возросла.

Комплексный гендерный подход (gender mainstreaming)

    Социальная стратегия, которая определяется как систематическая интеграция приоритетов и потребностей женщин и мужчин в программы по социальной политике для продвижения равенства между женщинами и мужчинами. Она также предполагает развитие специальной социальной политики для достижения равенства, мониторинг и оценкой ее эффективности. Впервые такой подход был сформулирован в различных международных документах после проведения III Всемирной Конференции ООН по проблемам женщин (Найроби, 1985), позже эта концепция была одобрена в Программе действий IV Всемирной Конференции ООН по проблемам женщин (Пекин, 1995).

    Комплексный подход к проблеме гендерного равенства заключается также в организации (реорганизации), улучшении, совершенствовании и оценке процессов принятия решений лицами, вовлеченными в осуществление политики, для интеграции проблематики равенства во все области и на все уровни. Важно отметить, что комплексный подход предполагает более широкое и более полное определение равенства, оценивающее многообразие и существование различий. В рамках комплексного подхода ставится вопрос о пересмотре гендерной асимметрии общества и о структурном характере гендерного неравенства.

    Появление такого подхода связано с новым пониманием гендерного равенства: сходство и различия женщин и мужчин не противопоставляются друг другу, а диалектически сочетаются. Сторонники этого подхода отмечают, что проблема заключается не в том, что различия существуют, а в том, что они не должны вести к дискриминации. Различия необходимо принимать во внимание специальным образом, ориентированным на равное распределение экономических, социальных и политических возможностей. Гендерное равенство не означает идентичности женщин и мужчин или установления в качестве нормы присущих мужчинам условий или образа жизни. Сегодня принцип равенства включает в себя и право на различия, что предполагает необходимость учитывать отличительные черты, характерные для женщин и мужчин, связанные с их принадлежностью к тому или иному социальному классу, с их политическими взглядами, религией, этнической группой, расой. Помимо концепции комплексного подхода к проблеме гендерного равенства, разрабатывается и его методология, т.е. способы и условия решения этой задачи. Хотя в каждой стране эти условия будут различаться, можно выделить и некоторые основные моменты. Прежде всего, подчеркивается роль государства и его структур, в том числе и законодательных органов, в развитии специальных программ, издании законов, выделении финансовых средств и административных ресурсов для решения этой задачи.

Конвенция (Convention)

    Международный правовой документ, имеющий (в отличие от декларации или обращения) статус закона, обязательного для исполнения государствами, которые его подписали и ратифицировали (т.е. получили одобрение парламента). В том случае, если национальное законодательство по правам женщин и гендерному равенству слабо разработано или не действует, женские организации или женщины могут самостоятельно использовать для отстаивания своих прав те конвенции, которые ратифицированы их государством. Ссылаясь на Конвенции, они могут апеллировать к судебным инстанциям всех уровней.

Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (The Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination against Women - CEDAW)

    Принята ООН в 1979 г., ее подписали и ратифицировали более ста стран мира (США до сих пор не подписали эту Конвенцию). Конвенция обязывает все государства, которые в ней участвуют: «включить принцип равноправия мужчин и женщин в конституции и другие законодательные акты и добиваться его практической реализации; использовать специальные санкции, запрещающие дискриминацию в отношении женщин; принимать меры, чтобы изменить действующие законы, обычаи, практику, которые представляются дискриминационными в отношении женщин; обеспечить равное для мужчин и женщин право пользоваться всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами». Принятие Конвенции ООН ... поставило задачу выравнивания прав и возможностей женщин и мужчин на правовую основу. В Конвенции впервые в международно-правовых документах содержится попытка примирения ранее противопоставляемых понятий - равенство и различия женщин и мужчин. Для текста Конвенции характерен отказ от идеи равенства как тождественности женщин и мужчин. При этом использование существующих различий для ограничения прав женщин определяется совершенно однозначно: «...дискриминация в отношении женщин оз­начает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ос­лабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области» (ст. 1). Иными словами, различие как таковое не интерпретируется как препятствие для равенства прав. В соответствии с текстом Конвенции, различие становится важным с политической точки зрения тогда, когда оно выступает основанием нарушения прав - и это квалифицируется как дискриминация. Провозглашая новые принципы законодательного регулирования равенства, Конвенция отмечает, что «принятие государствами... временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, не считается ... дискриминационным, однако оно ни в коей мере не должно влечь за собой сохранение неравноправных или дифференцированных стандартов; эти меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного отношения» (ст. 4, п. 1). Таким образом, Конвенция допускает специальное обращение (в виде позитивной дискриминации или квотирования), равно как и «принятие государствами-участниками специальных мер, направленных на охрану материнства...» (там же, п.2) и не считает их дискриминационными. В Конвенции (несмотря на довольно формальный и нейтральный язык, характерный для всех ООНовских документов) нашли отражение многие концептуальные идеи феминистской теории. Гибкое определение гендерного равенства, имплицитно присутствующее в ней, позволяет государствам, ратифицировавшим Конвенцию, эффективно строить свою законодательную базу для улучшения положения женщин. В дополнение к Конвенции Комиссия по положению женщин разработала протокол, позволяющий частным лицам обращаться с жалобами в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

Концепция паритетной демократии (conception of parity democracy)

    Эта концепция была предложена двумя структурами Совета Европы - Комитетом по равенству между мужчинами и женщинами и Департаментом прав человека. Основная идея состоит в том, что подлинная демократия предполагает паритетное участие мужчин и женщин на основе равенства во всех институтах политической и государственной власти, на всех уровнях принятия решений. Приверженцы паритетной демократии доказывают, что она создает фундамент для устойчивого развития общества, позволяя женщинам наравне с мужчинами вносить вклад в его экономику, политику, культуру, и привлекая мужчин к большей активности в семейной сфере.

Кризисные центры для женщин, укрытия (crisis centers for women, shelters)

    Центры, где женщины, пострадавшие от домашнего насилия, получают психологическую, материальную и юридическую помощь. Возникли на базе групп самопомощи женщин, но впоследствии стали получать поддержку и финансирование от государственных, муниципальных и благотворительных организаций. Ведут просветительскую работу по предотвращению насилия, тренинги по контролю агрессии, работу с работниками органов правопорядка, журналистами и др.