Глоссарий

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я


Маргинальность (marginality)

    Неполная, частичная включенность в состав той или иной социальной группы (например, мигранты). Также - принадлежность к так называемым маргинальным группам, которым общество приписывает неполный, промежуточный социальный статус. Такими группами считаются национальные и сексуальные меньшинства, люди с ограниченными физическими возможностями, женщины. Маргинализация женщин как характерная черта патриархатной культуры восходит к представлениям о том, что нормой является человек-мужчина, а женщина оценивается как «неполный или неполноценный» человекомужчина (Аристотель, Фрейд), как некоторого рода аномалия.

Маскулинность, мужественность (masculinity)

    Совокупность социальных представлений, установок, характеристик поведения и предписаний о том, что в данной культуре предписывается мужчинам. Маскулинность - это то, что добавлено к анатомии для получения мужской гендерной роли (А.Синельников).

    С позиций биодетерминизма маскулинность, т.е. все то, что отличает мужчин от женщин, обусловлена биологией. Маскулинность, которая в данном случае тождественна понятию мужественности, дана мужчине по природе, от рождения. Эта концпция подверглась критике в результате сравнительных этнографических, а позже гендерных исследований.

    С точки зрения гендерной теории маскулинность является социокультурным конструктом, который создается и задается обществом как главная категория в бинарной оппозиции маскулинность-феминность. Основную роль в этом процессе играют принятые гендерная система и гендерная идеология, поэтому для маскулинности характерны множественность, историчность и ситуационность моделей. В свою очередь, образцы маскулинности являются конституирующими для самой гендерной системы. В каждом обществе существует несколько моделей маскулинности - от доминантных до маргинальных. Доминантная (гегемонная) маскулинность выражает норму или идеал, это, как правило, «маскулинность тех мужчин, которым принадлежит власть» (М.Киммел). И хотя далеко не все мужчины могут соответствовать этому образцу, тем не менее, общество поощряет следовать ему. К так называемым маргинализованным моделям маскулинности относят те, которые существуют в национальных, социальных или сексуальных меньшинствах, среди людей с ограниченными физическими возможностями. Мужчины - носители такой маскулинности часто воспринимаются как ущербные и подвергаются дискриминации и стигматизации. Историчность моделей маскулинности заключается в изменении некоторых ее составляющих: например, если ранее основой идеала маскулинности считалась физическая сила и агрессия, то теперь - это, скорее, деньги и власть. Ситуационность маскулинности связана с тем, что конкретные социальные и культурные обстоятельства требуют демонстрации разных признаков маскулинности - например, галантности по отношению к дамам и жесткости по отношению к напавшему на нее хулигану.

    В настоящее время проблемы маскулинности рассматриваются также в связи с необходимостью более глубокого и всестороннего осознания гендерных ролей в обществе и анализа мужской «составляющей» гендерного равенства. Это включает критический анализ доминирующих в обществе стереотипов, ценностей и норм маскулинности, которыми руководствуются в своем поведении мужчины, а также выявление и решение проблем, с которыми сталкиваются мужчины (низкая продолжительность жизни, производственный травматизм, большая подверженность таким заболеваниям как алкоголизм, наркомания, ВИЧ/СПИД, туберкулез). Не следует также забывать о необходимости развития и поддержки той позитивной роли, которую мужчины играют, участвуя в решении вопросов гендерного равенства.

Материнский отпуск (maternity leave)

    Отпуск, который предоставляется женщинам по беременности и родам в соответствии с национальным законодательством и практикой.

Матриархат (matriarchy)

    Социальная организация, базирующаяся на семейной и политической власти женщин. Буквальное значение относится к правлению матери как главы семьи в противоположность главенству отца в семье. Первые исследователи матриархата - американский этнолог Л. Морган, шотландский исследователь права Дж. Мак-Леннан и швейцарский историк права И. Бахофен - обнаружили свидетельства существования матриархата в прошлом у ирокезов в Северной Америке, у занятых примитивным земледелием жителей Меланезии, в некоторых районах Африки, а также (уже в XIX в.) - на острове Суматра, где двадцать миллионов мусульман продолжали жить по законам материнского права. Позже этнографы обнаружили свидетельства существования матриархата в различных племенах в Африке, в Южной части Синайского полуострова и даже в Саудовской Аравии. В этих обществах женщины играют более почетную роль, чем мужчины, или даже занимают главенствующие позиции. Археологи также находили следы матриархата и в европейской части средиземноморского региона - в частности, на острове Крит.

    Сегодня некоторые исследователи считают доказанным существование матриархата на ранних этапах развития человечества (по крайней мере в некоторых странах), хотя в свое время открытия этих исследователей, особенно труд Бахофена «Матриархат», вызвал бурю возмущения у богословов, которые называли ученого «мерзким проповедником материнского права». Ф.Энгельс в знаменитой работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» утверждал, что ниспровержение «материнского права» привело к «всемирно-историческому поражению женского пола» и завершилось учреждением патриархальной семьи.

    Однако другие исследователи отмечают, что хотя существуют или существовали ранее общества, в которых женщины имели довольно высокий социальный статус и обладали некоторой властью, тем не менее никто никогда не описал такого общества, в котором власть женщин превосходила бы власть мужчин.

    Некоторые феминистские антропологи отвергли идею матриархата как «женскую версию патриархата». Кейт Миллетт, одна из ведущих теоретиков радикального феминизма, отмечала, что матрилинейная и матрилокальная организация общества «не обязательно обозначает господство одного пола над другим, которое подразумевает термин «матриархат» по своей семантической аналогии с термином «патриархат»». Феминистские исследовательницы рисуют иную картину матриархата как эгалитарного общества, находящегося в гармонии с природой. Например, профессор археологии Калифорнийского университета Мария Гимбутас, считает, что в древней европейской цивилизации существовало разделение труда между полами, но не господство одного над другими - во всяком случае, археологические данные свидетельствуют об отсутствии субординации и неравенства. Вместе с тем, очевидно, что это было матрилинейное общество, в котором родство и наследование велось по материнской линии. Женщины также играли ведущую роль в культовых обрядах и ритуалах, в древнеевропейской мифологии сила, управляющая вселенной, символизировалась женским образом - Богини или Великой Матери. Риан Айслер, профессор антропологии и социологии Калифорнийского университета, полагает, что имеющиеся археологические данные доказывают, что допатриархальное общество было обществом равенства. Она отмечает, что хотя в этих обществах «родство определялось по материнской линии, и женщины как жрицы и предводительницы клана играли ведущую роль во всех аспектах жизни, почти нет свидетельств того, что положение мужчин в этой общественной системе было сколько-нибудь сопоставимо с угнетенным и подчиненным положением женщины в системе с мужским господством, которая пришла на смену патриархату». Кстати, в допатриархальном обществе не было обнаружено и свидетельств значительного социального неравенства. В целом и сторонники существования матриархата, и приверженцы концепции эгалитарности доисторического общества с матрилинейной организацией и культом женских божеств фактически доказывают одну идею: до формирования патриархата социальная организация базировалась на принципах равноправия женщин и мужчин.

Мужские исследования (men's studies)

    Развитие мужских исследований стало своеобразным академическим ответом на феминизм, женские и гендерные исследования. Но свою роль сыграли и социальные изменения положения мужчин на рынке труда и в семье. Мужественность казалась ясной, естественной и противоположной женственности. Переосмысление женщинами своей сущности привело к тому, что и мужчины оказались озабоченными этим вопросом. И при рассмотрении "загадки мужественности" белых пятен оказалось еще больше, чем при обсуждении в чем заключается «мистика женственности» (Б.Фридан). Выяснилось, что отождествление мужчины с «человеком вообще» сыграло злую шутку: универсализация образа мужчины привела к тому, что многие аспекты мужского опыта столь же мало изучены и осмыслены, как и женский опыт. Первыми обескураживающий вопрос "Что есть мужчина?" поставили американские антропологи, затем к нему обращались англичане, австралийцы и скандинавы.

    Жесткость гендерной роли для мужчины оказалась очень сильной, она требует от него на протяжении длительного времени постоянного подтверждения своей мужественности, которая в основе своей определяется через властвование, доминирование, отрицание женственности. В современных мужских исследованиях анализируются этапы становления мужественности, исторические кризисы последней, особенности гендерных технологий в формировании образов маскулинности и т. д. Основная идея маскулинного менталитета - "Быть мужчиной, а это означает быть заведомо обреченным властвовать... иллюзия мужественности оправдывает право на обладание" (П. Бурдье). И наоборот - обладание удовлетворяет мужественность, пусть и иллюзорную.

    Сейчас в разных странах существует более двухсот центров мужских исследований, среди наиболее известных исследователей этого направления можно назвать М. Киммеля, В. Зайдлера, в России - И. Кона и С. Ушакина.

Мужской шовинизм (male chauvinism)

    Представления, разделяемые некоторыми мужчинами, что мужчины превосходят женщин по всем параметрам. Термин является синонимом понятий фаллоцентризм, маскулинизм, андроцентризм.