↑ А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я
Патриарх - это отец и правитель в семье или племени, или, метафорически, глава церкви. В буквальном смысле патриархат - это право отца. Первоначально термин использовался антропологами и историками. В начале XVII в. английский писатель Р. Филмер использовал модель патриархальной семьи как основу для описания своих воззрений на государственное управление, при котором государь управляет страной так же, как мужчины в семьях управляют своими женами и детьми. Английский философ Дж. Локк отверг параллель между государством и семьей, но не легитимность мужской власти в семье.
Феминистки предложили иное понимание патриархата. По определению Кейт Миллет (1971), «патриархат - это семейная, социальная, идеологическая, политическая система, в которой женское всегда подчинено мужскому». Социолог феминистской ориентации Сильвия Волби (1990) определила патриархат как «систему социальных структур и практик, в которых мужчины доминируют, подавляют и эксплуатируют женщин». Она выделила шесть структурных компонентов патриархата: эксплуатация мужьями труда своих жен, отношения на рынке труда, государство, мужское насилие, сексуальность, культура. Феминистка и философ Кэрол Пэйтман отмечает, что в тот период, когда в Европе формировалась концепция прав человека, патриархат как таковой не исчез, изменилась только его традиционная форма: из системы, предполагающей подчинение старшим мужчинам в общине, он превратился в братство мужчин на основе пола. Это выразилось в особом типе социального контракта,в соответствии с которым мужчины получают права как граждане, а женщины - нет. Однако предполагалось, что между женщинами и мужчинами существует «сексуальный контракт», в соответствии с которым женщины находятся под защитой мужей (1988). Гейл Рубин заменила термин патриархат более нейтральным, с ее точки зрения, понятием «поло-гендерная система» (1974).
На институциональном уровне патриархат как система мужского доминирования воспроизводится посредством государства, семьи, разделения труда, религии, системы образования, и других социальных институтов. На дискурсивном уровне патриархат выражается в том, что мужская точка зрения оказывается доминирующей в социальном и гуманитарном знании, в культуре в целом, а женский взгляд и опыт оттеснены в «культурное зазеркалье». Для патриархатной мысли характерен принцип бинарной оппозиции: разум - эмоции, душа - тело, субъект - объект и т.д., при чем внутри этих пар понятий выстраивается иерархия с главенством (доминированием) первой категории. Этот дискурс конституирует определенный тип сознания, культуры, идеологии, содействующий дискриминации женщин. На уровне межличностных отношений патриархат выражается в том, что мужское общество контролируют тело и репродуктивные способности женщин через запрет контрацепции и другими методами.
Необходимо различать прилагательные патриархальный (то есть старинный) и патриархатный, обозначающий властные отношения.
Приняты на IV Всемирной конференции ООН по положению женщин (Пекин, 1995). Пекинская декларация является скорее политическим, чем международно-правовым документом. В ней обозначаются проблемные области в реальном положении женщин (причем всех женщин планеты в целом) и обозначаются самые общие политические, социальные и экономические стратегии улучшения ситуации. Провозглашая, что «права женщин являются правами человека» (ст.14), и настаивая на том, что необходимо «обеспечивать женщинам и девочкам возможность полностью пользоваться всеми правами человека и основными свободами и принимать действенные меры против нарушения этих прав и свобод» (ст.23), а также принимать меры по устранению всех препятствий на пути достижения равенства (ст.24), Декларация еще раз подтверждает ориентацию мирового сообщества на ценности гендерного равноправия. Утверждая, что «равные права, возможности и доступ к ресурсам, равное распределение семейных обязанностей между мужчинами и женщинами и гармоничное партнерство между ними имеют ключевое значение для их благосостояния и благосостояния их семей, а также для укрепления демократии» (с.15), Декларация ставит ориентиры для старых и новых демократий. В ст. 26 и особенно в ст. 35 подчеркивается необходимость «обеспечивать женщинам равный доступ к экономическим ресурсам, включая землю, кредиты, науку и технику, профессиональную подготовку, информацию, средства коммуникации и рынки...». Особенно важна ст. 32, где борьба с дискриминацией женщин по признаку пола связывается с необходимостью учитывать усиливающую ее дискриминацию на основании расы, этнической принадлежности, возраста, культуры, инвалидности - то есть с иными факторами стратификации, действующими в современных обществах. Пекинская Платформа действий оценивает равноправие женщин и мужчин как один из аспектов прав человека и условие обеспечения социальной справедливости. Это предполагает необходимость закрепления принципа равенства прав и ответственности женщин и мужчин в семье, на работе и в более широком национальном и международном контексте. Иными словами, расширение возможностей женщины представляется как уравнивание их в правах и ответственности с мужчинами. Делая акцент на равенстве, Платформа, однако, не трактует его как схожесть или тождественность женщин с мужчинами. Различия признаются существующими, но понимаются не как биологическая предопределенность, а как следствие социально детерминированных ролей каждого из полов. В тексте Платформы постепенно совершается переход от понятия «равноправие женщин с мужчинами» (что трактуется как «подтягивание» женщин до мужского статуса) к понятию гендерного равенства. Это предполагает учет гендерных, то есть социально сконструированных, различий. Одновременно с этим в Платформе действий сохраняется и акцент на защите женских прав. Платформа действий - это программа самого общего плана, нацеленная на констатацию возможно большего числа проблемных зон и улучшение положения женщин во всем мире, в любой стране. Признавая, что в некоторых случаях женщины сталкиваются с особыми препятствиями при защите своих прав, Платформа действий предлагает правительствам, международному сообществу и гражданскому обществу принять стратегические меры для улучшения ситуации в следующих проблемных областях:
Деятельность ООН после Пекинской конференции определялась именно этими проблемными сферами. На период 1996-2001 годы ООН был подготовлен общесистемный среднесрочный план по улучшению положения женщин. Его результаты обсуждались на 44-й Сессии Комиссии по положению женщин (март 2001), в том числе и в докладе Генерального секретаря ООН.
Поддерживающими или позитивными мерами или действиями называются специальные временные политики или программы, направленные на компенсацию негативных последствий неравенства определенных групп населения и на достижение фактического равенства возможностей. Принятие таких мер, направленных на определенную группу, связано с тем, что законодательный запрет каких-либо дискриминационных норм не привел к отказу от них на практике.
Позитивные действия существуют в двух формах: «политики, обеспечивающей предоставление большего доступа на рынок труда и/или политики, нацеленной на увеличение представительства ранее мало представленных групп населения в общественных комитетах, политических партиях и образовательных институтах». В США принят термин "affirmative actions", в Европе чаще используется выражение "positive actions". Синоним этих понятий является термин позитивная дискриминация (positive discrimination).
В законодательстве термин "позитивные действия" впервые появился в США в 1935 г. и означал действия по обеспечению принципа равного обращения со всеми работниками независимо от их расы, цвета кожи, религиозной принадлежности и национальности (но не пола). Категория пола была включена в этот список только в 1968 г. - под мощным давлением женских организаций. Известен исторический казус: поправка о включении "женщин" в список групп, против которых не разрешается дискриминация, была вынесена на обсуждение южанином, который надеялся, что ее включение приведет к поражению закона в целом, т.е. в том числе и в отношении негров.
Поддерживающие меры делятся на "мягкие" и "жесткие". "Мягкие" формы включают: а) попытки устранить структурные препятствия, которые касаются определенных групп, б) предпочтительный прием на работу при прочих равных условиях представителей ранее дискриминируемых групп населения, в) применение особых стратегий (например, введение специальных схем обучения), чтобы помочь группам, "находящимся в невыгодном положении", конкурировать более эффективно. "Жесткие", или "решительные" способы предполагают, что принадлежность к дискриминируемым группам является единственным критерием приема на работу или вступления на влиятельный пост. Такие меры иногда называют политикой «обратной дискриминации» (reverse discrimination), которая является более радикальной по сравнению с позитивной дискриминацией. При проведении политики обратной/реверсивной дискриминации представители целевых групп имеют преимущество, например, при приеме на работу даже при меньшей квалификации. Именно поэтому часто высказывается мнение, что реверсивная дискриминация значительно нарушает принцип равных возможностей. По мнению некоторых политологов, «предпочтение должно отдаваться действиям, не противоречащим принципу равенства», то есть мягким формам позитивных действий.
Цели большинства программ позитивных действий в отношении женщин на рынке труда состоят в "поощрении" вовлечения их в нетрадиционные сферы занятости, т.е. на те работы, которые раньше выполнялись только мужчинами, а также в расширении доступа женщин к высокооплачиваемым и более статусным позициям. Нередко создавались специальные фонды для получения дополнительной информации, переобучения, трудоустройства и облегчения профессионального продвижения женщин и меньшинств. Однако необходимо подчеркнуть, что все эти меры действуют только на фирмах или в учреждениях, получающих государственное финансирование или имеющих правительственный контракт. При заключении правительственных контрактов с компаниями им рекомендуется использовать позитивные действия. В частном секторе экономики позитивные действия могут проводиться только на добровольной основе, поскольку наниматели протестуют и выдвигают претензии о неоправданном вмешательстве государства в действие рыночных сил. В некоторых странах (например, в Нидерландах) для стимулирования применения позитивных действия частными работодателями, им предоставляются государственные гранты.
Вокруг позитивных действий разворачиваются жаркие дискуссии. Большинство споров ведется из-за того, является ли подобное "содействие" этически и социально оправданным и справедливым. Нередко даже сторонники позитивных действий понимают их как предпочтительное обращение, то есть как действие, при котором выбранному кандидату отдано предпочтение перед теми, кто имеет более высокую квалификацию. Прогрессивный потенциал позитивных действий был разрушен столкновением политических понятий. Отношение к позитивным действиям как к легализации дискриминации (хоть и «обратной») наложило серьезные ограничения на способы их использования и препятствовало даже скромным попыткам изменений. Проходившая в 90-е гг. ХХ века в США кампания против так называемой "обратной дискриминации" ярко иллюстрирует, как подобное понимание позитивных действий привело к сокращению практики их применения. Реальные изменения, которые могли бы сопутствовать целевому найму и продвижению, потеряли легитимность как не соответствующие принципу равенства. В связи с тем, что женщины как целевая группа играют небольшую роль в реальной политике позитивных действий, их эффективность оценивается многими феминистками весьма невысоко.
Применяется в международных и национальных программах для измерения участия женщин в экономической, политической и производственной сферах. Индикаторы отражают доход (как средство, обеспечивающее свободу выбора), доступ к экономическим ресурсам, доступ к возможностям в области производства и к участию в принятии решений в экономике, доступ к возможностям в политике и к участию в принятии политических решений. Анализ ПРВЖ, проведенный ПРООН, показывает, что в большей части как промышленно развитых, так и развивающихся стран женщины лишены значительной части экономических и политических возможностей.
Биологические характеристики, которые разделяют живые организмы, в том числе и человеческие существа, на женские и мужские.
Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., провозглашается, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» и должны обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в Декларации, «без какого-либо различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». Существует три группы, или три поколения прав человека.
К первому поколению прав человека относятся традиционные либеральные ценности - право на свободу мысли, совести и религии, право на жизнь, свободу и безопасность личности, на справедливость, равенство и уважение человеческого достоинства. Это так называемые естественные неотъемлемые права и свободы человека (human rights), существование которых провозглашено в философских доктринах Жан-Жака Руссо, Джона Локка, в либеральной политэкономии Адама Смита и других мыслителей; во французской и американской конституциях, а сегодня отражены в преамбуле Всеобщей декларации прав человека. Концепция естественности (природности) прав человека возникла в специфических социокультурных условиях секуляризации общества, формирования рыночных отношений, развития либеральной философии индивидуализма и автономизации личности в экономической сфере. Фактически провозглашение естественных прав человека означало, что он имеет право на свободу от власти государства в частной жизни и обязывало государство воздерживаться от вмешательства в духовную и материальную сферу деятельности человека.
Однако со временем стало очевидным, что неограниченная индивидуальная свобода и полная независимость человека от государства и общества имеют столь же неблагоприятные социальные и личностные последствия, как и тотальное подчинение личности государству. Начался поиск компромисса, который и привел к формированию концепции основных прав человека, или прав второго поколения. Так называют социальные, экономические и культурные права - на труд и свободный выбор работы, на социальное обеспечение, на образование и т.д. Для реализации этих прав, наоборот, необходимо вмешательство государства, то есть нормативное определение прав и обеспечение гарантий их соблюдения. Возникшая на этом основании концепция социального государства, или государства благосостояния, постулирует, что общество (посредством государства) должно обеспечить всем своим членам некий минимум благосостояния и стабильности в условиях быстрой индустриализации и урбанизации. Средством достижения этих целей выступает социальная политика государства, задачами которой первоначально считались ограничение масштабов бедности и особенно нищеты, а также обеспечение материальных источников существования тем, кто ими не обладает, и прежде всего - по независящим от них причинам. С точки зрения современной теории прав человека, предоставление членам общества гарантированного минимума благ - это не вынужденный акт общественной благотворительности, а неотъемлемое гражданское право, нередко закрепленное законодательным путем. Во «Всеобщей Декларации прав человека» отмечалось, что «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам" (ст.25). Конкретное содержание перечисленных прав, величина минимального благосостояния не являются постоянными во времени и одинаковыми для всех стран. Они зависят от особенностей страны, прежде всего - от ее политической системы и экономического состояния, от национальной культуры и сложившихся стереотипов сознания и потребления. "Государство закрепляет права человека не произвольно; оно закрепляет естественные права человека, а также набор прав, который обусловлен уровнем экономического развития общества. Законодатель может закрепить только те права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности - не "дар" законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни". Основные права человека - это те его естественные права, которые закреплены в конституции страны (т.е. законодательно регламентированы) и обеспечены системой гарантий и механизмов защиты.
В наше время возникло представление о третьем поколении прав человека или о коллективных правах. К ним относятся: право на свободу от дискриминации по половому, расовому, этническому, национальному, или возрастному признаку; право на национальное самоопределение, на здоровую окружающую среду и некоторые другие. Понятие коллективных прав означает, что индивиды, принадлежащие к некоторым социальным группам, не обладают теми же возможностями для реализации своих прав, что и индивиды из более продвинутой группы. Такие социальные группы (например, люди с ограниченными физическими возможностями) нуждаются в дополнительных механизмах для реализации своих прав человека или даже в дополнительных (специальных) правах.
Концепт women's human rights, появившийся в международных документах в последние десятилетия ХХ в., отражает развитие взглядов на права женщин. Европейское либеральное право, несмотря на претензию на универсальность, формировалось как право избирательное, ориентированное только на мужчин и исключающее женщин (как, впрочем, и некоторые другие категории граждан). И хотя в XIX в. женщины обрели некоторые всеобщие «права человека», однако термин «права женщин» использовался в основном для обозначения «материнсикх прав» (материнских льгот) для работающих женщин. На протяжении ХХ в. не прекращались дискуссии о том, должны ли женщины обладать только «общими» правами, которые обеспечивают им формальное равенство с мужчинами, или должны иметь еще и «специальные материнские права». Специальные права женщин также получали неоднозначную оценку: с одной стороны, они позволяют сочетать работу и семью, а, с другой, ограничивают конкурентоспособность женщин на рынке труда. Помимо этого, стал очевидным и другой факт: для реализации женщинами прав человека недостаточным оказывается создание законодательных норм и механизмов их соблюдения - пользование правами для женщин во многом зависит от изменения культурных норм и стереотипов. Создание дополнительных средств защиты прав женщин признано международным сообществом необходимым потому, что факт принадлежности женщин к "человечеству" оказался недостаточным для обеспечения равенства их прав.
Так появился концепт «women's human rights», который включает весь спектр прав человека, а также специальные права, связанные, во-первых, с материнством, а, во-вторых, обусловленные необходимостью преодоления дискриминации в отношении женщин. И хотя этот многозначный концепт пока переводится на русский язык неуклюжим термином «права человека для женщин» или «права человека в отношении женщин», однако замена его простым сочетанием «права женщин» чревата утерей нового и важного смысла.
Потребности, определяемые женщинами/мужчинами в рамках их социально-обусловленных ролей в обществе. Носят практический характер и зачастую затрагивают ситуации неравенства в жизненных условиях, например, неравный доступ к водоснабжению, медицинской помощи (в отдалённых регионах), трудоустройству. Деятельность, направленная только на удовлетворение практических потребностей, не будет иметь устойчивых результатов до тех пор, пока не будут приняты во внимание также и стратегические интересы. В то же время стратегические интересы не могут быть удовлетворены, если не уделять внимания практическим потребностям.
Проявляется в отношении мужчин и женщин, представляющих определенные профессии, занятых в определенных отраслях и занимающих определенные должности. Горизонтальная сегрегация выражается в неравномерном распределении мужчин и женщин по профессиям и отраслям экономики (отраслевая сегрегация). Таким образом, занятость может быть охарактеризована как "мужская" (например, в производственном секторе) или "женская" (например, сфера услуг, образование, здравоохранение, торговля). Вертикальная сегрегация выражается в неравномерном распределении мужчин и женщин по позициям должностной иерархии: женщины занимают должности, характеризующиеся более низким статусом и требующие более низкой квалификации).