↑ А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я
Означает отсутствие дискриминации на основе пола или брачного статуса относительно всех аспектов оплаты и условий труда без исключения.
Обеспечение отсутствия прямой и косвенной дискриминации на основе пола.
Отсутствие барьеров для экономического, политического и социального участия на основе пола.
Предоставление равных шансов на получение конкретного рабочего места или на трудоустройство, владение или управление предприятием, на обучение или профессиональную подготовку, на достижение определенной квалификации и статуса, профессионального и карьерного роста, включая те профессии и должности, где существует доминирование представителей одного пола. Основные принципы гендерного равенства в сфере труда включают: (1) равенство возможностей и обращения в отношении мужчин и женщин в сфере занятости; (2) равную оплату труда равной ценности; (3) улучшение баланса между работой и семьей для работников (женщин и мужчин); (4) охрану материнства. Эти принципы отражены в четырех основных конвенциях МОТ, касающихся гендерного равенства и прав трудящихся женщин: № 100 о равном вознаграждении за труд равной ценности, № 111 о недопущении дискриминации в сфере труда и занятий, № 156 о работниках с семейными обязанностями, № 183 о защите материнства.
Разделение труда по половому признаку очевидно в большинстве известных обществ, но его проявления и степени дифференциации социально и исторически относительны.
Исторически первой формой разделения труда между мужчинами и женщинами было «разделение труда для производства детей» (К. Маркс). До возникновения частной собственности и моногамной семьи разделение труда не влекло за собой социальной иерархии мужчин и женщин ни в обществе, ни в семье. Исторически и социально моногамная семья формируется прежде всего как производственно-хозяйственная ячейка. Вместе с этим формируется разделение труда по половому признаку и между членами семьи. В семьях любого социального слоя женщины, дети, в античности - рабы, а позже батраки и наемные работники обоих полов безраздельно подчинялись власти отца семейства.
В доиндустриальном обществе разделение труда в крестьянских и ремесленных семьях не носило слишком жесткого характера. Мужчины и женщины могли выполнять одинаковые работы или заменять друг друга, если это было необходимо для выживания семьи. Отчасти это было обусловлено тем, что производство средств существования и воспроизводство людей было нераздельно связано и протекало практически в едином пространстве домохозяйства. Иными словами, не существовало жесткого разделения системы производства и воспроизводства. Более того, работы, которые в одних регионах считались типично «мужскими», в других нередко выполнялись женщинами. В прединдустриальной Европе мужчины нередко зарабатывали теми ремеслами, которые в крестьянской среде считались «домашними женскими занятиями», т.е. ткачеством, прядением, плетением кружев, портняжничество.
С развитием капитализма происходит резкое отделение производственной сферы от домашней, воспроизводственной. При этом принципиально меняется само понимание трудовой деятельности: теперь работа обозначает только участие в рыночной экономике, особенно в индустриальном производстве, «и полностью исключает не только репродуктивную деятельность женщин..., но и ведение ими домашнего хозяйства». Это сопровождается формированием раздельных сфер труда для мужчин и женщин, а также дифференциацией обучения и социализации мальчиков и девочек (до этого воспитание и социализация детей протекала в семье). Теперь мальчики отправляются в школы или обучаются ремеслам в цехах, а девочки оказываются исключенными и из системы обучения и профессиональной подготовки, и из цеховой системы. Труд мужчин вне дома становится основным источником средств существования для семьи, а женщина остается замкнутой в домашние рамки. В доиндустриальном обществе разделение времени на рабочее и домашнее было расплывчатым, поскольку в большинстве случаев протекало в едином пространстве. В индустриальную эпоху происходит резкая дифференциация «производства» и «дома», при этом первая сфера оценивается как поле деятельности мужчин, вторая остается женщинам. При этом окончательно оформляется идеология семейного предназначения женщин. Исследования Э. Сюллеро, Р. Зидера и ряда других авторов доказывают, что разделение труда нельзя механически выводить из биологических различий между полами. В основе разделения труда лежат не биологические различия между женщинами и мужчинами или принципиальная биологическая неспособность женщин выполнить тот или иной вид работ. И проблема заключается не в самой системе разделения труда, а в той оценке, которую общество дает тем или иным его видам. В патриархатном обществе система разделения труда между мужчинами и женщинами организована иерархически - и в зависимости от этого распределяется власть и общественное признание. Как иронически заметила американский этнограф Маргарет Мид, мужчины могут стряпать, ткать, одевать кукол или охотиться на колибри, но если такие занятия считаются мужскими, то общество признает их важными. Если то же самое делают женщины, эти занятия признаются менее существенными.
В современных капиталистических обществах женщины сконцентрированы в специфических отраслях промышленности, услугах и профессиях, связанных с уходом и обслуживанием. Опыт женского наемного труда в преобладающей степени связан с худшими условиями труда, более низким уровнем оплаты и меньшим охватом профсоюзами. Женщины чаще используются на низко оплачиваемой "надомной работе" и на работах с частичной занятостью, а их занятость менее надежна. М. Баррет утверждала, что вертикальное и горизонтальное разделение труда характерно как для мужского, так и для женского труда. В первом случае мужчины пользуются преимуществом в отношении оплаты и условий труда. Во втором - женщины сосредоточены в ограниченном числе занятий, которые и отражают, и укрепляют социальные ожидания относительно женственности и домашней жизни. По мнению А. Коулсона и др., различие между мужским и женским трудом, сегрегация рабочих мест по гендерному признаку равнозначны "индустриальному апартеиду". Согласно Р. Баррену и А. Норрису, рынок труда в капиталистических обществах характеризуется разделением на сектора - "первичный" (высокооплачиваемый, надежный, квалифицированный) и "вторичный" (низкооплачиваемый, ненадежный и неквалифицированный). Мужчины занимают большинство мест в первичном, а удел женщин - вторичный. Женщины часто считаются «резервной армией труда», поскольку работодатели заинтересованы в обеспечении необязательной рабочей силы, которую можно возвращать во внутреннюю сферу во время экономического спада. Баррет утверждала, что на положение женщины как наемного работника оказывает сильное воздействие структура семьи, роль женщины в воспроизводстве и "идеология домашней жизни". Кроме того, сохранению заработной платы на более низком уровне, чем у мужчин, способствует идеология "семейного заработка", в котором мужчины считаются главными кормильцами.
Целенаправленный процесс, призванный способствовать, с одной стороны, осознанию женщинами существующих проявлений неравенства по принципу пола, а с другой стороны, формированию их активной позиции в борьбе с существующим неравным положением в семье, на рабочем месте, в общественной жизни. Речь идет о возможностях женщин самим контролировать свою жизнь, т.е. ставить перед собой определённые цели и задачи, получать профессиональную подготовку, развивать чувство уверенности в собственных силах, решать проблемы и реализовывать свою личность.
Права любого индивида или группы свободно и ответственно решать вопрос о числе, месте и времени рождения своих детей, на доступ к получению соответствующей информации, а также право на обеспечение высоких стандартов сексуального и репродуктивного здоровья.
Индивидуальное не передаваемое право на отпуск по уходу за детьми для работников обоего пола, имеющих родных или усыновленных/удочеренных (приемных) детей.