↑ А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я
Дискриминация по признаку пола (от английского sex - пол). Термин образован по аналогии с расизом, эйджизмом (дискриминация по возрасту от английского age - возраст).
Традиционно сексуальность рассматривалась как биологически обусловленные желания и импульсы, связанные в первую очередь с воспроизводством (репродукцией) человека. Такая позиция характерна и для мистических языческих культов, и для различных монотеистических религиозных концепций (иудаизма, христианства, ислама), и для научных биологических теорий. Социальные и правовые нормы, регулирующие сексуальность, были привязаны к идее репродукции: легитимными считались только гетеросексуальные отношения, скрепленные браком. Все иные виды сексуального поведения считались перверсиями. Эти отклонения оценивались обществом по-разному, и соответственно, к нарушителям нормативной сексуальности применялись различные санкции. Так, например, добрачная и внебрачная сексуальность, хотя и оценивалась как моральный проступок, тем не менее, легко прощалась мужчинам; санкции за такое поведение для женщин были гораздо жестче, вплоть до смертной казни или убийства. Получение сексуального удовольствия мужчинами рассматривалось как стимул к продолжению человеческого рода, а стремление женщин к получению сексуального удовольствия оценивалось как свидетельство их моральной распущенности. Не связанные с репродукцией формы получения сексуального удовольствия (аутоэротизм, мастурбация) или гомосексуальные отношения считались извращениями и подвергались репрессиям (от принудительного лечения вплоть до тюремного заключения).
В XX в. в сексуальной культуре происходят значительные сдвиги: секс отделяется от репродукции и сексуальность рассматривается как автономная сфера человеческой жизни; расширяются возрастные рамки сексуальной активности; повышается внимание к телесности; растет моральная толерантность к различным видам сексуальных отношений; проявления сексуальности становятся более индивидуализированными и разнообразными. Общественное сознание признало тот факт, что сексуальность не направленная на деторождение, является самоценной и не нуждается в легитимации. Всемирная сексологическая ассоциация на своем конгрессе в Валенсии (1997 г.) приняла специальную «Декларацию сексуальных прав», где говорится, что «сексуальность - это органическая часть личности любого человеческого существа. Ее полное развитие зависит от удовлетворения базовых человеческих потребностей, таких как желание контакта, интимности, выражения эмоций, удовольствия, нежности и любви. Сексуальная свобода включает возможность для индивидов полностью выразить их сексуальный потенциал. Однако это исключает все формы сексуального принуждения, эксплуатации и злоупотребления в любое время и в любых жизненных ситуациях». Этой идее противостоят религиозные фундаменталисты, которые продолжают выступать за контроль над чувственной «греховной» человеческой природой и отрицают права человека на свободный выбор в сфере сексуальности и репродукции.
Как отмечают исследователи, сдвиги в сексуальной культуре на Западе, в России и в исламском мире неразрывно связаны с изменениями в системе гендерного порядка (см. работы Э.Гидденса, С.Голода, И.Кона и Pinar Ilkkaracan ("Women and Sexuality in Muslim Societies", Istanbul, 2000)). Главным субъектом этих изменений являются не мужчины, а женщины, социально положение, деятельность и психика которых изменяются сейчас значительно быстрее и радикальнее, чем у мужчин. Анализ динамики сексуального поведения, установок и ценностей за последние полстолетия демонстрирует резкое сокращение различий в нормативных характеристиках мужской и женской сексуальности, а также в поведении и мотивациях между мужчинами и женщинами, которое ранее выражалось в «двойном стандарте» половой морали для мужчин и женщин. Изменение гендерного порядка проявляется и в изменениях соотношения между сексуальностью и институтом брака. На смену «нормальной» сексуальности в пожизненном нерасторгаемом церковном браке приходит многообразие брачных или внебрачных союзов.
Важный элемент современных тенденций - изменение отношения к нормативной гетеросексуальности, выражающееся в отказе от стигматизации и осуждения ранее табуированных проявлений сексуальности. Сексуальные ориентации и предпочтения людей все более спокойно оцениваются как право личного выбора гетеро-, гомо-, би- или асексуальных отношений. И хотя гомофобия и дискриминация людей по признаку «нетрадиционной» сексуальной ориентации во всем мире остается серьезной социально-политической и юридической проблемой, ряд западных государств (Нидерланды, Канада и др.) уже признали равные юридические права гомосексуальных браков. Сексуальность более не является единообразной, жесткой, одинаковой у всех и для всех. Мужчины и женщины, подростки и взрослые, молодые и старые, представители разных поколений, народов и религий, этнических групп и национальностей, социальных групп и классов, носители разных индивидуальностей являются разными и имеют право практиковать сексуальность по-разному.
Одно из основных понятий феминизма 60-х годов ХХ века. Идеализированное представление о том, что между женщинами существует солидарность, основанная на общем опыте угнетения. Термин не является зеркальным отражением понятия «братство». Сестринство - это скорее форма протеста против традиционного патриархатного представления о разобщенности и соперничестве женщин. Представления о естественном сестринстве всех женщин были подвергнуты критике (в том числе и со стороны феминисток) на том основании, что существуют между женщинами существуют значительные различия, обусловленные их принадлежностью к разным социальным, расовым, этническим, религиозным группам.
Образное выражение, означающее невидимый искусственный барьер, формируемый гендерными предрассудками и стереотипами, и закрывающий женщинам путь к руководящим должностям в сфере управления.
Стратегические интересы включают законодательно закрепленные права, равную заработную плату, более широкое участие в процессе принятия решений, защиту от домашнего насилия и различных форм сексуальной эксплуатации. Учет стратегических гендерных потребностей помогает женщинам удовлетворять свои практические потребности, самим контролировать свою личную жизнь и общественную активность, и таким образом менять существующие гендерные роли.