Главная | Что такое гендер | Новости | Публикации | База знаний | Встречи | Ссылки | English

ГЛОССАРИЙ


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я


Вдовство (widowhood)

    Вдовство - стадия жизненного цикла женщины, охватывающая поcлебрачный период ее жизни, наступивший в связи со смертью мужа. В исторической перспективе вдовами становилась не очень большая часть женщин (по подсчетам исторических демографов, от четверти до трети) и часто в возрасте 40-50 лет. Однако нередки были и молодые вдовы, которые становились таковыми благодаря разнице в возрасте со своими мужьями, такая разница могла достигать от 10 до 30 и даже более лет. Но большая разница в возрасте была характерна для высших и средних слоев населения и редко практиковалась в крестьянской среде, где вдов также было меньше.

    Положение и статус вдовы сильно изменился от древности до Нового времени. В древности положение вдовы было незавидным. Изгнанная жена, девушка, изнасилованная и не вышедшая замуж, невеста, жених которой перед свадьбой умер или исчез, и женщина, у которой умер муж - всех их в древнесемитских языках называли одним собирательным словом вдова, ибо всех их, если они не имели средств к существованию, ждала одна судьба. Десятилетняя девочка могла носить такое же серое, похожее на мешок вдовье одеяние, как и престарелая матрона. У пастушеских народов и у арабов в древности вдову, муж которой погиб во время набега или военного похода, могли взять в шатер соплеменника в качестве наложницы или рабыни. Тех, кто не мог работать, изгоняли в пустыню. Если же вдова наследовала собственность мужа, то ее в жены должен был взять деверь, чтобы сохранить собственность в семье, при этом религиозные представления не позволяли выходить замуж вдове с детьми. Наоборот, бездетная вдова обязывалась к браку с братом умершего мужа. Такой обычай левирата получил распространение у вавилонян, египтян, евреев, у жителей Угарита, Греции и других народов. В Греции, однако, к VI в. до н. э. этот обычай стал изживаться. Если же у вдовы не оставалось имущества и средств к существованию, а также если она была бездетной и не могла вернуться в отчий дом, ее изгоняли из общины. Она, таким образом, была обречена просить милостыню или стать проституткой. К женщинам-вдовам предъявлялись очень высокие требования. Повторное замужество в Европе в высших слоях клеймилось: считалось, что после смерти мужа матрона должна была сосредоточиться на религии и благотворительности.

    В Средние века отношение к вдовам являлось синтезом античной и христианской традиций. В Европе вдова, конечно же, уже не должна была выходить замуж за брата покойного, но часто, в целях сохранения собственности в семье, она была вынуждена под давлением клана вторично вступить в брак с родственником - кузеном, дядей и т. д., хотя вторичный брак осуждался. Вдовы часто уходили в монастырь и посвящали себя богослужению. Среди высших слоев для вдов знатных аристократов, или даже представительниц королевской семьи после смерти мужа был распространен обычай переселения в монастырь. Вдовы ограничивались в одежде, и нормы поведения были весьма строги. В эпоху Ренессанса началось раскрепощение вдов. С начала XVI в. вдовы становились гораздо более свободными: протестантизм не предписывал женщине скорбеть по поводу умершего мужа долее 3 лет, дальше вдова могла выходить замуж. Эти три года, однако, не везде соблюдались, часто браки вдов заключались и через шесть месяцев после смерти мужа, и через год. Более того, женитьба на вдове считалась выгодной партией, так как экономически она была обеспечена и независима. Образ богатой вдовы пронизывает всю литературу Нового времени. К тому же, вдова получила и свободу в области своего передвижения и поведения, а также некоторые гражданские права: прежде всего, право собственности и право выступать в суде. Сексуальная свобода вдовы также стала притчей во языцех: "веселая вдовушка" - один из самых ярких персонажей французской и английской литературы Нового времени. Именно с этого периода положение вдовы стабилизировалось и практически без изменений просуществовало до середины XX века.

      Литература:

      • Вардиман Е. Женщина в Древнем мире. М., 1999.
      • Гендерная история: pro et contra / Под ред. М. Г. Муравьевой. СПб., 2000.
      • Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. М., 1988.
      • Рябова Т. Б. Женщина в истории Западноевропейского Средневековья. Иваново, 1999.
      • Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе начала Нового времени / Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1996.
      • Between poverty and the pyre: moments in the history of widowhood. London, 1995.
      • Constructions of widowhood and virginity in the Middle Ages. Basingstoke, 1999.
      • Duby G. and Perrot M. (eds.). A History of Women in the West. Cambridge, Mass., London, 1991-1993, Vols. 1-3.
      • Duby G. and Aries Ph. (eds.). A History of Private Life. Cambridge, Mass., London, 1988-1989. Vol. 5.
      • Hufton O. The Prospect Before Her. A History of Women in Western Europe 1500-1800. N. Y., 1995.
      • Shadow lives: writings on widowhood. New Delhi, 2001.
      • Widowhood in medieval and early modern Europe. Harlow, 1999.

      © М. Г. Муравьева

Всемирные конференции ООН по положению женщин (World Conferences on Women)

    В середине ХХ века права человека стали приоритетом в деятельности Организации Объединенных Наций. Для привлечения внимания международной общественности к проблеме прав женщин ООН объявила 1975-1984 гг. Десятилетием Женщины. Эту же цель преследовали и четыре Всемирные Конференции ООН по положению женщины. Первая из них прошла в Мехико в 1975 г., вторая - в 1980 г. в Копенгагене. В 1985 г. в Найроби состоялась III «Всемирная конференция для обзора и оценки достижений Десятилетия женщин ООН: равенство, развитие и мир». На этой конференции были приняты Найробийские перспективные стратегии в области улучшения положения женщин до 2000 г. (The Nairobi Forward-Looking Strategies for the Advancement of Women). Поскольку Десятилетие женщины показало, что на пути выравнивания прав женщин и мужчин стоит много препятствий, Найробийские стратегии определили основные направления деятельности по улучшению ситуации с правами женщин, исходя из более глубокого понимания самого равенства. Если до этого в международно-правовой практике равенство понималось исключительно как правовое понятие, то в Найробийских перспективных стратегиях отмечается, что равенство de jure носит ограниченный характер. Подлинное равенство - de facto - предполагает равенство прав, обязанностей и возможностей для женщин. Найробийские стратегии определяют пути, способы и механизмы достижения гендерного равенства практически во всех сферах жизни, учитывая при этом различия между женщинами по расовой и этнической принадлежности и социальному статусу.

    В 1995 г. в Пекине прошла IV Всемирная конференция ООН по положению женщин. Конференция приняла политические документы - Декларацию и Платформу действий, которые обозначили переход от в политике ООН от акцентирования необходимости улучшения положения женщин и преодоления дискриминации к идее гендерного равенства. Деятельность ООН после Пекинской конференции определялась именно этими проблемными сферами. На период 1996-2001 годы ООН был подготовлен общесистемный среднесрочный план по улучшению положения женщин. Его результаты обсуждались на 44-й Сессии Комиссии по положению женщин, в том числе и в докладе Генсекретаря («Оценка осуществления общесистемного среднесрочного плана по улучшению положения женщин, 1996-2001 гг. Доклад Генерального Секретаря ООН).

info@icwc-aral.uz