Глоссарий

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я


Женские исследования (women's studies)

    Под влиянием феминистских идей в 1970-е годы в американских университетах стали развиваться учебно-исследовательские программы «женских исследований», в которых женщины изучали и переосмысливали опыт женщин. В женских исследованиях развивается принципиально новая исследовательская стратегия: здесь женщины выступают не просто «предметом или объектом изучения», как в традиционных «исследованиях О женщинах», но активным исследующим субъектом. В женских исследованиях утверждается женская эпистемологическая перспектива и ставится под сомнение гендерная нейтральность рационального субъекта Просвещения. Анализ различных социальных и гуманитарных наук, предпринятый женщинами-учеными с новых позиций, обнаружил, что под видом изучения человека вообще, то есть Homo sapiens, эти науки фактически изучают мужчин, а женщины не включены в исследовательское поле. Так, например, биология, антропология, медицина и психология долгое время изучали под видом «человека вообще» мужчину. Традиционные исторические исследования касались, как правило, событий «большой» (мужской) истории - войн, битв, революций, смены династий, а повседневная жизнь людей, считающаяся сферой деятельности женщин, редко оказывается в поле зре­ния исследователей. Женщины, таким образом, оказались «спрятанными» от Истории, но в таком случае и сама история не в полной мере описывает жизнь людей. Обнаружение этих тенденций вылились в констатацию того, что науке свойственны андроцентризм и маскулинизм.

    Но даже и тогда, когда женщины являются предметом изучения, их рассматривают либо с точки зрения мужчины-исследователя, либо с «нейтральной», объективной позиции, игнорируя при этом опыт самих женщин. Сторонницы женских исследований перестали рассматривать традиционные «исследования О женщинах» как научно обоснованные и способные объяснить неравные общественные позиции женщин и мужчин. Теории, которые приписывали женщинам особенную иррациональность, кротость и домовитость, стали считаться мужскими стратегиями, имеющими своей целью не столько объяснить, сколько оправдать status quo. Под сомнение был поставлен "нейтральный" и "бесполый" исследователь. Феминистки оспорили утверждение о том, что наука строится на принципах объективности, рациональности и нейтральности. Было показано, что нередко общественные теории, претендующие на универсализм, находятся в противоречии с жизненной практикой женщин. Многие социальные феномены, которые нуждались в объяснении с точки зрения женщин, вообще до сих пор не исследовались.

    Иными словами, в традиционной науке женщины не являются ни субъектом, ни объектом познания. Именно поэтому женские исследования открыто и сознательно апеллировали к использованию жизненного опыта женщин как основы для разработки новой методологии социального познания. В конце 70-х г. возникли Европейская сеть женских исследований и Национальная ассоциация женских исследований (США), появилось много специализированных журналов («Feminist Studies», «Women's Studies», «Signs» и др.), в которых обсуждался вопрос о статусе этой дисциплины: может ли она претендовать на статус самостоятельной в академической дисциплины (и будет ли это стратегически верным решением) или более правильным было бы интегрироваться в традиционные дисциплины в специальные разделы (возникли такие направления, как история женщин, психология женщин, женская литература). В женских исследованиях особый акцент делается на образовательные программы, в ходе которых учащиеся в интерактивной форме обсуждают социальные дискриминационные практики, что содействует изменению познавательных и житейских установок. В 90-е гг. ХХ в. образовательные программ женских исследований были особенно распространены в США (они существовали в 600 колледжах и университетах 34 штатов, включая магистерские и докторские программы), а также в Европе (Германия, Великобритания, Нидерланды). Взаимоотношения женских и гендерных исследований неоднозначны: некоторые отвергают гендерные исследования за то, что они якобы сглаживают пафос феминистского критического вызова, характерного для женских исследований. Другие полагают, что женские исследования постепенно перерастают в гендерные.

Женское движение (women's movement)

    Социальное движение, участницами которого являются только женщины. При этом они могут отстаивать как свои собственные права и интересы (и тогда термин выступает как синоним феминистского движения), так и права и интересы других людей (например, движение Солдатских матерей). Проблемы, для решения которых женщины объединяют свои усилия, могут быть сами разными ­- борьба за мир, за охрану окружающей среды, за социальную безопасность, против бедности, в поддержку людей с ограниченными физическими возможностями и др. Женские движения могут поддерживать самые разные политические взгляды, быть клерикальными или антиклерикальными.