Home | What is the gender | News | Publications | Knowledge Base | Meetings | Links | Ïî-ðóññêè

Workshop “Gender aspects in water resources management in Turkmenistan”, 7 May 2008, Ashkhabad

Gender mainstreaming in Turkmenistan’s laws: gender equality and balance
Lidiya Kerimi, Democracy and Human Rights Institute

Gender equality was studied by various international and national agencies in Turkmenistan. The more comprehensive study was conducted within the framework of joint project by UNDP Turkmenistan and the National Democracy and Human Rights Institute affiliated with the President of Turkmenistan.

Woman occupies a fitting place in many spheres of national activity: public authority, local authorities, community, economics, science, literature, and arts. Women play leading roles in health-care and education.

On 25 November 1997, Mejlis (Parliament) of Turkmenistan adopted new laws about elections to the superior public authority - People’s Council (Khalk Maslakhaty) and to local authorities - Gengeshi. In December 1998 and April 1999, the Mejlis amended the Law about election of Parliament delegates by new provisions that extended democratic principles of the electoral system, according to internationally-accepted regulations. Another important step was the adoption of laws about the Central Election and Referendum Commission of Turkmenistan and about securities of people’s suffrage.

The new election law completely corresponds to international documents on elections, including the involvement of women in this process.

There are no any formal quotas for election of women in Turkmenistan. Since the beginning of election process, women take an active part in it. The fact of women’s involvement in politics is proved by the following: Mejlis delegate women - 26% (quite high number according to world’s standards); representatives of khalk vekilleri – 7%; gengeshi – 14%. Many women occupy leadership positions, including ministers, representatives in UN, etc.

Once again I would like to emphasize that Turkmenistan has well-developed legal framework of gender equality, and currently there is a task to establish an economic basis to ensure gender equality as provided for in the National Constitution and guaranteed by the President of Turkmenistan. The success of this endeavor largely depends on women, who represent people’s interests in the national Parliament.


Challenges and prospects of IWRM in Turkmenistan
Usman Saparov, Member of GWP CACENA, Deputy Director of Institute “Turkmensuvylymtaslama”

Water resources in Turkmenistan (50% flow probability)

River, gauging station

Flow, Mm3

Note

Amudarya, Kerki

22000

ÄAccording to interstate agreement, for Turkmenistan

Murgap, Tagtabazar

1550

Tejen, Pulikhatun

770

Atrek, Chat

170

Small rivers

310

Groundwater

270

Return water

5350

Report data, 2002



Some features of Turkmenistan’s water resources:

  • 82% of water resources flow from transboundary basins
  • Forecasted groundwater reserve is about 3.0 billion m3/year
  • Major aquifers are located in undeveloped and poor populated areas
  • Return flow contains remains of mineral fertilizers, pesticides and other pollutants and, at present, is not suitable for domestic and industrial water supply
  • Return flow can be used for irrigation of salt-tolerant crops in light soils and in flooded desert pastures.

Development of water-consuming production sectors in associated with:

  • Higher water use efficiency
  • Improved water management
  • Wider use of return water and unconventional sources

The administrative-territorial system of water management is characterized by the following:

  • it does not provide effective management and equal water supply along a hydrographic network
  • the established water delivery schedules are sometimes broken at tail parts in low-water years
  • local water management communities has not been established yet at on-farm level
  • water management at the on-farm level is undertaken by staff of etrap organization on the basis of contracts concluded with farmers
  • it is associated with uncoordinated management actions within the boundaries of single water basin
  • such centralized management of allocation, control and accounting of irrigation water against the background of numerous water users, poor and lack of water meters makes management difficult and reduces water use efficiency
  • water productivity and discharge are estimated as a whole for each etrap and daikhan associations and by average values.
  • poor capacities of water management organizations and lack of a system of measures to guarantee stable, reliable and uniform water supply

The existing water legislation makes provision for:

  • first-priority meeting of drinking and domestic needs of population
  • embargo on usage of potable groundwater for needs other than drinking and household water-supply
  • procedure and forms for involvement of communities and citizens in actions aimed at rational water use and protection
  • set of measures to conserve river water availability and keep river unpolluted

The main reasons for the implementation of IWRM are as follows:

  • Current lack of coordination in water use and protection among different economic sectors
  • Fragmentation of management by differed interlinked types of water resources (surface, ground, return)
  • Gap and lack of coordination between water-management chains and levels
  • Lack of mutual interests among water management agencies and water users in higher water productivity
  • Poor public participation at all hierarchical levels

In order to raise public awareness:

  • A booklet on Integrated Water Resources Management was published in national language
  • An information package of the conference “Implementation of Integrated Water Resources Management in Achieving the UN’s Millennium Development Goals” was published as well.



Women’s role in water management and use in Turkmenistan
Roza Berkeliyeva, Institute «Turkmensuvylymtaslama»

The development of equality between man and woman, the creation of favorable conditions for personal development, the achievement of equal treatment of girls, women, the enhancement of their status in family and the society, as a whole, and the wider involvement in decision-making processes take difference paces in different countries but are irreversible. Gender issues have been addressed already in the Central Asian countries as well. However in agriculture, where traditions and prejudices become more apparent than in any other area, such problems have not yet been disclosed adequately. Meanwhile, there exists a direct link between the agro-socio-economic indicators and poverty in CAR countries and the status of women. (Stulina G.V. “Gender, water, and poverty”, Almaty, 2004).

According to official returns, the share of women in administration and management is 17% in Turkmenistan. The percentage of women involved as permanent or seasonal workers, mainly, in common labor and hard physical activity is substantial. At present, there are no women referring to category “professional”. (Share of farmer-women is minor and refers to category “other” in statistical reports).

The analysis of gender balance survey in water and land resources management and use, as conducted using FAO methodology, in representative farms of two velayats (provinces) shower that situation in Turkmenistan is closely approximated to that in other region’s countries:

  • Women in agriculture form the basis of food production and family nutrition, as well as of family’s income
  • Women are extremely concerned with health, education, and employment.
  • In low-income families, woman contributes a lot of her time (up to 70%) to reproductive area (child delivery and upbringing, child and household care, etc.).
  • Women’s labor is neglected and low-paid in many cases.

These data show that to unlock the potential of women, the latter should be empowered so that they could be involved in decision-making at national level as engineering specialists.

However, as study of gender structure of technical institutes’ students shows, male students dominate there: for example, a share of female students in hydrological and land reclamation department of the Turkmenistan State Agricultural University is about 3%. This is quite low so that one could speak about change of this situation in the near 10 years. Besides, the quality of professional training of water and agricultural specialists is very low now as a result of transition to single-language teaching in training centers. Present generation in the higher education institutes has very low interest in learning Russian, which is the only change to get access to technical information. Many decision-makers at the national level start to understand this gap. Some of key specialists at the Agrarian University have already stated publication training materials in Turkmen. In this context, publication of a book “Integrated Water Resources Management” (U.Saparov, O.Djumadurdiev, 2005) within the framework of GWP CACENA was very timely. This book, in Turkmen language, states basic principles and conditions for implementation of IWRM, gives short history of water management in Turkmenistan, describes creation of favorable conditions for the implementation of national IWRM programs and preliminary measures for IWRM in Turkmenistan.

Women could be involved in soil and water resources management at farm level only after they became familiarized with the key positions of IWRM conception and their future benefits. Therefore, the development and implementation of a program that could be aimed at both raising public awareness about water management as a whole and would provide for information and training workshops for rural people would also promote movement in this direction. This can be implemented, perhaps, by establishing field schools or a special information/training center1 under umbrella of the Ministry for Water Resources or under a project with community organization.

1 Such center could coordinate training of waterers and water professionals at various levels, monitor experiments initiated under difference projects and disseminate information about best practices (both international and national).


Capacities of Turkmenistan’s community-based organizations in gender mainstreaming
Zalina Rossoshanskaya, Community-based organization BOSFOR

Ratification (in 1999) by Turkmenistan of the Aarhus Convention on access to information, public participation in decision-making and access to justice in environmental measures enables women to participate in decision-making in environmental measures and in formation of environmental policy.

The Constitution of Turkmenistan and all nature conservation laws guarantee access of women to environmental information. The national state standard “Environmental impact assessment of planned economic or other activities in Turkmenistan (EIA)” includes special article for public participation in EIA and access to environmental information on EIA that complies with the requirements of the Aarhus Convention.

The transition period in Eastern Europe and CIS countries gave them a unique opportunity to create a basis for sustainable development while avoiding mistakes made by western countries in nature conservation and natural resources management. Community-based organizations (CBO) (including women’s ones) may be very important in this context. By using information, which can be extracted from similar foreign organizations, as well as experience of the latter, local CBOs can contribute to sustainable use of all environment’s components, based on national features. CBOs may mobilize women and recall them to a sense of their responsibilities for environmental situation, including water management, thus, contributing substantially to social structure enhancement.

Within the framework of Turkmenistan’s National Action Plan for Environmental Conservation, a range of measures have been undertaken with active involvement of women and various non-governmental organizations. As a result, the country’s public was provided with information about national and local issues and relevant measures and actions undertaken to solve them.

The efforts of Turkmenistan’s environmental CBOs - Turkmen Society for Nature Conservation (TSNC), Turkmenistan’s Union of Hunter and Fisher Communities, Turkmen Geographical Society, community-based organizations “Ecofund”, “Ecoforest”, women’s organizations and others - are aimed at disseminating environmental information and searching ways for raising performance efficiency, developing and implementing specific measures for nature conservation. The leading organization is TSNC, which became a member of the International Union for Conservation of Nature for its activity in nature protection and environmental information dissemination. This organization represents mainly opinions of women and children in the country. Based on those opinions, a lot of scientific papers were published on ecology and nature conservation, including the Red Book of Turkmenistan (1st and 2nd editions).

Many ecological initiative groups without a status of non-governmental organization operation in all the regions of Turkmenistan, mainly at national reserves, institutes of higher education and secondary schools. Women and children take an active part in those groups. The groups contribute substantially to solving of environmental issues typical for the country.

To support ecological community-based and women’s organizations, the National Program for Environment Conservation makes provision for a system of small grants to be allocated to public non-profit organizations for implementation of projects aimed at achieving concrete results in environmental conservation and promoting public ecological movement .

In 1999-2001, small grants were awarded to 28 projects submitted by different community-based ecological organizations.

The community-based organizations in Turkmenistan have already gained substantial experience from project implementation with donor support. Besides, thanks to previous sponsored programs, they developed considerable material and technical capacities for new projects in order to meet present needs of the society.


WORKSHOP RESOLUTION

Participants of the workshop have agreed that

  • At present, gender mainstreaming in developing, implementing, and analyzing projects is still led by donor agencies mainly.
  • While medium and higher level professionals have general idea about gender mainly through their participation in international workshops, the lower level and the general public are far from understanding of the role of gender approaches as a whole and, in particular, in water management.
  • Despite awareness on gender approaches, few specialists (including decision-makers) share opinion on their importance.
  • Lack of general access to Internet services and professional/technical literature on gender issues reduces opportunities for gender mainstreaming.

In order to overcome this situation, the following needs to be done:

  • Establishing a technical resource center/Center of technical information/ for water professionals and the public. The Center would imply a research library (both in paper and in e-form), a network of 10 PCs with access to Internet, a multimedia projector, and screen. Such center could be established either under umbrella of the Turkmenistan’s Ministry for Water Resources or on the basis of existing resource centers (The Bosfor organization expressed their will to provide available resources as equipment for such center) provided that donors’ support would be available for office renting, communication/Internet services, and salaries of Center’s manager/librarian.
  • providing free access for Turkmenistan’s research community to scientific-technical information both in paper and in e-form;
  • enabling environment for exchange of opinions on tendencies of research and advanced methods/approaches development;
  • creating conditions for e-learning and training of scientific and technical staff from state institutes and departments, including in gender issues
  • raising public awareness (mainly youth).
  • reviving cooperation with leading research institutes, international and donor organizations.

Center’s prospects:

Depending on size and mechanism of financing and/or co-financing and on Center’s status, the following work could be undertaken additionally by the Center:

  • Organization of courses for training in gender issues, in partnership with invited/international leading specialists.
  • Thematic lectures for the public in partnership with international lecturers.
  • Preparation and implementation of exchange programs.

info@icwc-aral.uz

Главная | Что такое гендер | Новости | Публикации | База знаний | Встречи | Ссылки | English

Семинар «Гендерные аспекты в управлении водными ресурсами в Туркменистане»,
г. Ашхабад, 7 мая 2008 г.

Гендерные аспекты в законодательстве Туркменистана: гендерное равенство и гендерный баланс
Лидия Керими, Институт демократии и прав человека

Изучение вопросов гендерного равенства в Туркменистане проводилось различными международными и национальными агентствами. Наиболее полно это исследование было выполнено в рамках совместного проекта ПРООН Туркменистана и Национальным институтом демократии и прав человека при Президенте Туркменистана.

Достойное место женщина занимает во многих сферах жизнедеятельности страны – в аппарате органов государственной власти и управления, местной исполнительной власти и местного самоуправления, экономике, науке, литературе и искусстве. Женщинам принадлежит ведущая роль в здравоохранении и образовании.

25 ноября 1997 года Меджлис Туркменистана принял новые законы о выборах в высший орган народной власти – Народный Совет (Халк Маслахаты) и органы местного самоуправления – Генгеши. В декабре 1998г и в апреле 1999г. Меджлис Туркменистана дополнил Закон о выборах депутатов парламента новыми положениями, которые в соответствии с нормами международного права углубили демократические принципы избирательной системы. Следующей важной ступенью в этом направлении явилось принятие законов о Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов в Туркменистане и о гарантиях избирательных прав граждан.

Новое избирательное законодательство полностью соответствует международным документам о выборах, включая участие женщин в этом процессе.

В Туркменистане для избрания женщин не существует каких-либо формальных квот. С самого начала избирательной кампании женщины деятельно участвуют в ней. Реальность возможности участия женщин в политической жизни страны подтверждают следующие факты: женщины депутаты Меджлиса Туркменистана составляют 26% (по мировым стандартам это достаточно высокий показатель), представители халк векиллери – 7%, генгеши – 14%. Много женщин среди руководителей: министров, женщина представляет страну в ООН и т.д.

Еще раз хочется подчеркнуть, что в Туркменистане существует прекрасно проработанная правовая база обеспечения гендерного равенства и в настоящее время перед Туркменистаном стоит задача создания экономической базы для реализации гендерного равноправия, закрепленного в конституции страны и гарантированного Президентом Туркменистана. Успех этой работы во многом зависит от женщин, которые представляют интересы народа в парламенте страны.


Гендерные вопросы и ИУВР: Проблемы и перспективы ИУВР в Туркменистане
Усман Сапаров, член Регионального Совета ГВП по ЦАК, зам. директора института «Туркменсувылымтаслама»

Водные ресурсы Туркменистана (год 50% обеспеченности)

Река, гидропост

Объем стока, млн.куб.м

Примечание

Амударья, Керки

22000

Для Туркменистана по межгосударственному договору

Мургап, Тагтабазар

1550

Теджен, Пулихатун

770

Атрек, Чат

170

Малые реки

310

Подземные источники

270

Возвратные воды

5350

Отчетные данные 2002 г.



Некоторые специфические особенности водных ресурсов Туркменистана:

  • 82% водных ресурсов Туркменистана поступает с трансграничных бассейнов
  • Прогнозный запас подземных вод составляет около 3.0 млрд. м3 в год
  • Основные месторождения подземных вод расположены на неосвоенных и малозаселенных территориях
  • Возвратный сток КДВ содержит остатки минеральных удобрений, пестициды и другие загрязняющие вещества и в современных условиях не пригоден для коммунально-бытового и промышленного водоснабжения
  • Возвратный сток КДВ может быть использован для орошения солеустойчивых культур на легких почвах и обводнения пустынных пастбищ.

Развитие водопотребляющих производств связано с…

  • повышением эффективности использования воды
  • совершенствованием управления водными ресурсами
  • широким вовлечением в использование возвратных вод и нетрадиционных водоисточников

Административно-территориальная система управления водными ресурсами:

  • Не обеспечивает эффективное управление и уравненную водообеспеченность по всей длине гидрографической сети
  • В маловодные годы на концевых участках иногда срываются установленные графики водоподачи
  • На внутрихозяйственном уровне все ещё не организованы органы самоуправления водными ресурсами
  • Управление ВР на внутрихозяйственном уровне осуществляется силами специалистов этрапских управлений на основе договоров с фермерами
  • Связана с несогласованностью управленческих действий в рамках единого водного бассейна
  • Такая централизация управления водораспределения, контроля и учета оросительной воды на фоне многочисленности водопотребителей, несовершенстве и нехватке средств водоучета, чрезвычайно усложняет эту задачу и снижает эффективность использования воды
  • Оценка расходов и продуктивности воды ведется в целом по этрапам и дайханским объединениям и по средним показателям.
  • Слабый потенциал водохозяйственных органов и отсутствие системы мер, гарантирующей стабильную, надежную и равномерную водоподачу.

В существующем водном законодательстве предусмотрено:

  • Первоочередное удовлетворение питьевых и бытовых нужд населения
  • Запрет на использование подземных вод питьевого качества для нужд, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением
  • Порядок и формы участия общественных объединений и граждан в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране вод
  • Комплекс мероприятий по сохранению водности рек и охране их от загрязнения

Основные причины, обуславливающие внедрения принципов ИУВР:

  • Существующая несогласованность в использовании и охране водных ресурсов между различными секторами экономики
  • Разрозненность в управлении взаимосвязанных между собой различных видов водных ресурсов (поверхностные, подземные, возвратные воды)
  • Разрыв и недостаточная согласованность между отдельными звеньями и уровнями управления водными ресурсами
  • Отсутствие взаимной заинтересованности между органами по управлению водными ресурсами и водопотребителями по повышению продуктивности использования водных ресурсов
  • Слабое общественное участия на всех уровнях иерархии

В целях повышения информированности населения:

  • Издана отдельной брошюрой на государственном языке книга «Интегрированное управление водными ресурсами»
  • Издан сборник материалов семинара «Вопросы реализации интегрированного управления водными ресурсами в достижении целей тысячелетия ООН»



Роль и потенциал женщин в управлении и использовании водных ресурсов в Туркменистане
Роза Беркелиева, институт «Туркменсувылымтаслама»

В разных странах процесс формирования культуры равенства между мужчиной и женщиной, создание благоприятной среды для реализации личности, достижение равноправного отношения к девочке, женщине, усиление их статуса в семье и в обществе, более широкого вовлечения в процессы принятия решений идет разными темпами, но уже необратимо. Гендерные вопросы уже несколько лет поднимаются и в странах Центрального Азиатского региона. Освещены означенные проблемы во многих отраслях общественной жизни, но в сельском хозяйстве, где обычаи и предрассудки проявляются больше чем в любой другой области эти проблемы еще недостаточно вскрыты. А между тем существует непосредственная связь между агро-социо-экономическими показателями и бедностью в странах ЦАР и положением женщин в сложившихся условиях. (Стулина Г.В. «Гендер, вода и бедность», Алматы 2004)

По официальным данным известно, что доля женщин, занятых административно-управленческой деятельностью составляет в Туркменистане 17%. Очень высок процент привлечения женщин в качестве постоянных и сезонных рабочих, главным образом для выполнения неквалифицированных и тяжелых физических работ. В настоящее время категория специалистов вообще не представлена женщинами. (Процент женщин-фермеров очень незначительный и в статистических отчет попадает под категорию «другое».)

Анализ результатов опросного обследования по аспектам гендерного баланса в сфере управления и использования водных и земельных ресурсов, проведенного по методике ФАО на примере репрезентативных хозяйств двух велаятов Туркменистана показал, что ситуация в Туркменистане мало чем отличается от ситуации в других странах региона:

  • Женщины в сельском хозяйстве составляют основу производства продовольствия, питания и доходов семей.
  • Их крайне волнуют вопросы, связанные со здоровьем, образованием, занятость.
  • В малообеспеченных семьях в репродуктивную сферу (роды и воспитание детей, уход за детьми и за домом и т.д.) женщина тратит большое количество времени (до 70%).
  • Женский труд во многих случаях остается незамеченным и малооплачиваемым.

Эти данные свидетельствуют о том, что для реализации потенциала женщин необходимо создание условий, при которых они могли бы принимать участие в решении вопросов на государственном уровне в качестве специалистов инженерно-технического профиля.

Однако изучение гендерного состава студентов технических вузов Туркменистана характеризуется абсолютным доминированием мужского состава: так например, доля студенток на гидро-мелиоративном факультете Туркменского государственного сельскохоязйственного университета составляет около 3%, что очень мало для того, чтобы говорить о перспективе изменения ситуации в ближайшие 10 лет. Кроме того, качество профессиональной подготовки специалистов водного и аграрного сектора в настоящее время значительно снизилось в результате полного перехода на моноязычное преподавание в учебных центрах. В вузы пришло поколение, у которых значительно снижена заинтересованность в изучении русского языка, владение которым на сегодняшний день является единственным реальным шансом к получению доступа к технической информации. К пониманию этого несоответствия уже приходят многие лица, ответственные за принятие решений на государственном уровне. Некоторые ведущие специалисты аграрного университета уже приступили к публикации учебных материалов на туркменском языке. В этом контексте очень своевременным стал выход в свет книги «Интегрированное управление водными ресурсами» (Сапаров У. Джумадурдыев О. - 2005), опубликованной в рамках осуществления программы ГВП ЦАК на 2005 год. В этой книге на государственном туркменском языке изложены суть концепции, основные принципы, условия внедрения ИУВР, краткая история управления водными ресурсами в Туркменистане, создание благоприятных условий для осуществления национальных программ перехода к ИУВР и предварительные мероприятия по внедрению ИУВР в Туркменистане.

Привлечение женщин к управлению почвенными и водными ресурсами на уровне фермерских хозяйств может быть осуществлено только после того, как им на доступном для них уровне и с учетом их интересов будут разъяснены основные положения концепции ИУВР, их личные перспективы. Поэтому разработка и осуществление программы, которая была бы направлена не только на повышение осведомленности общественности в отношении вопросов управления водными ресурсами в целом, но и подразумевала бы проведение информационных/учебно-практических семинаров для сельских жителей также способствовали бы движению в этом направлении. Эту работу можно было бы осуществлять, возможно, через создание полевых школ дайхан или специального информационно-образовательного/тренингового центра1 либо в системе Минводхоза, либо в формате проекта с общественной организацией.

1 Подобный центр мог бы также координировать работу по повышению квалификации специалистов-водников различного уровня, вести мониторинг экспериментов, инициированных в рамках различных проектов и распространять информацию о передовом опыте (как международном, так и полученном внутри страны)


Потенциал общественных организаций Туркменистана в продвижении гендерного подхода
Залина Россошанская, Общественная организация БОСФОР

Ратификация в 1999 г. Туркменистаном Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, создает новые возможности для участия женщин в принятии решений об охране природной среды, вовлечения его формирования экологической политики.

Конституцией Туркменистана и всеми природоохранными законами гарантируется доступ женщин к экологической информации. В государственный стандарт страны «Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности в Туркменистане (ОВОС)» включена специальная статья предусматривающая участие общественности в процедуре ОВОС и ее доступ к экологической информации по ОВОС, что соответствует требованиям Орхусской конвенции.

Переходный период в странах Восточной Европы и в СНГ предоставил им уникальную возможность создать основу устойчивого развития, избегая ошибок западных стран в охране природы и управления ее ресурсами. Общественные организации (НПО) (в том числе и женские) могут сыграть в этом плане очень важную роль. На основе информации, которая может быть получена от подобных организаций за рубежом, а также их опыта они могут выполнить работу, необходимую для устойчивого использования всех компонентов природной среды, с учетом особенностей своей страны. Общественные организации могут мобилизовать женское население и разбудить в них чувство большой ответственности за состояние природной среды, включая и вопросы управления водными ресурсами, и тем самым внести весомый вклад в укрепление структуры общества.

В рамках реализации НПДООС Туркменистана были проведены мероприятия с активным участием женщин и различных неправительственных организаций, в результате которых общественность страны обеспечивалась информацией о национальных и местных проблемах, мерах и действиях, предпринимаемых для их решения.

Усилия экологических НПО Туркменистана – Туркменского общества охраны природы (ТООП), Туркменского союза обществ охотников и рыболовов, Туркменского географического общества, общественных организаций «Экофонд», «Экофорест», женских организаций и других, направлены на распространение экологической информации и поиск путей повышения эффективности этой работы, на разработку и осуществление конкретных мероприятий по охране природной среды. Ведущее место среди этих организаций занимает ТООП, которое за свою активную деятельность в области охраны природной среды и распространения экологической информации стало членом Международного союза охраны природы. Эта организация в основном представляет мнение женского и детского населения страны. С учетом мнений этого общества опубликовано большое количество научных трудов в области экологии и охраны природы, в том числе Красная книга Туркменистана (1- и 2-е изд.).

Многие экологические инициативные группы, не имеющие статуса общественных объединений, функционируют во всех регионах Туркменистана, преимущественно при государственных заповедниках, высших и средних школах. Самую активную роль в них принимают женщины и дети. Эти группы принимают активное участие в решении природоохранных задач, характерных для регионов страны.

Для оказания финансовой поддержки экологическим общественным, женским организациям в Национальной Программе по охране окружающей среды была предусмотрена система малых грантов, которые выделялись общественным некоммерческим организациям для выполнения ими проектов, нацеленных на достижение конкретных результатов в области охраны природной среды и развития общественного экологического движения. Только в 1999-2001 гг. малые гранты были присуждены 28 проектам, представленными авторами из различных общественных экологических организаций.

Общественными организациями Туркменистана уже накоплен значительный опыт реализации проектов при донорской поддержке. Кроме того, благодаря прошлым спонсорским программам ими накоплен значительный материально-технический потенциал, который можно также использовать для новых проектов, реализация которых отвечает сегодняшним потребностям общества.


РЕЗОЛЮЦИЯ СЕМИНАРА

Участники семинара согласились о том, что:

  • На сегодняшний день продвижение гендерных подходов при разработке, реализации и анализе проектов производится пока в основном по инициативе организаций-доноров.
  • Если в среде специалистов среднего и высшего звена еще имеются самые общие представления о гендерной тематике, которые получены в основном за счет участия в международных семинарах, то низшее звено и широкая общественность в реальности весьма далеки в своих представлениях от понимания важности учета гендерных подходов вообще и в управлении водными ресурсами в частности.
  • Несмотря на информированность о гендерных подходах, очень немногие специалисты (в том числе и лица, принимающие решения) не разделяют мнение об их важности.
  • Отсутствие массового доступа к услугам Интернета и профессиональной/технической литературе по вопросам гендера значительно сужает его перспективы.

В целях преодоления сложившейся ситуации необходимо:

  • Создание технического ресурсного центра/Центра технической информации/ для специалистов-водников и общественности. Центр предполагает наличие научно-технической библиотеки (на бумажных и электронных носителях), сетью из 10 персональных компьютеров с доступом к Интернету, мультимедийным проектором, экраном. Такой центр может быть создан либо при Минводхозе Туркменистана, либо на базе уже существующих ресурсных центров (Организация Босфор выразила готовность предоставить имеющиеся ресурсы в виде оборудования для работы такого центра) при условии решения вопросов донорской поддержки на аренду, оплату услуг связи/Интернета и зарплаты для заведующего Центром/библиотекаря.
  • обеспечение свободного доступа научно-технического сообщества Туркменистана к научно-технической информации, как на бумажных, так и на электронных носителях;
  • создание возможности для обмена мнениями относительно тенденций развития научно-технической мысли и передовых методик/подходов;
  • создание условий для дистанционного обучения и повышения квалификации научно-технического персонала государственных учреждений и ведомств, в том числе и по гендерным вопросам
  • повышение информированности общественности (главным образом молодежи).
  • возрождение сотрудничества с ведущими научно-техническими учреждениями, международными и донорскими организациями;

Перспективы «Центра»:

В зависимости от масштаба и механизма финансирования и/или со-финансирования, а также от статуса Центра, на его базе могли бы дополнительно осуществляться следующие виды работ:

  • Организация курсов по подготовке специалистов по гендерным вопросам с участием приглашенных/международных ведущих специалистов.
  • Тематический лекторий для представителей общественности с участием международных лекторов.
  • Подготовка и реализация программ обмена.

info@icwc-aral.uz