Home | What is the gender | News | Publications | Knowledge Base | Meetings | Links | Ďî-đóńńęč

Training workshop on “Basics of gender theory and gender analysis methodologies in water and agriculture”, Tashkent, 2-4 March 2005

A regional training seminar “Basics of Gender Theory and Gender Analysis Methodologies in Water and Agriculture” took place on 2-4 March 2005 at the ICWC Training Center in Tashkent.

To implement the principles of integrated water resources management that were stated at the International Conference on Water and Environment (Dublin, 1992), including the principle of involving all stakeholders in water related activities, and emphasize that women play a central role in the provision, management and safeguarding of water, the SIC ICWC is developing an initiative on gender awareness in water sector in Central Asian states. In 2004, the SIC ICWC held a series of measures in this respect, including a special session within the International Scientific-Practical Conference “Water Partnership in Central Asia”, sociological surveys in a number of districts in Kazakhstan, Tajikistan and Uzbekistan to identify gender problems in water resources use and management at field level, and a meeting with the participation of rural women in Fergana city.

The aim of this seminar was to familiarize water specialists in Central Asian states with the gender concepts and methodical instruments for using it in their activities.

Representatives of water organizations and NGOs from Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan and Uzbekistan took part in the seminar.

Gender specialists trained in socio-economic and gender analysis methods (SEAGA), Dr. D. Alimdjanova, Director of the Center for Gender Studies and gender advisor for Development Support Services Programme of the Government of Uzbekistan Supported by UNDP, and Nigora Gapparova, Director of the Youth Center “Ikbol”, were invited as trainers.

In his welcoming speech, Director of the ICWC Training Center Dr. P. Umarov introduced brief historical framework of gender mainstreaming in water resources management, told about the activities of the SIC ICWC in this respect, and familiarized the participants with the aim and agenda of the seminar.

Later, the trainers agreed seminar procedure rules with the participants and fixed participants expectations.

During the two-day training, information about gender approach development and basics of gender theory was presented. Questions on social construction of gender and possibilities of deconstructing it were raised. A special attention was given to consideration of gender aspects in economy, education, gender stereotypes, and legal aspects of gender. At the special session dedicated to gender aspects of agriculture and farming development. Gender mainstreaming in water resources use and management were touched upon. Using SEAGA methodologies, participatory methods ensured that each participant be actively involved in the training process.

The following gender problems in water resources use and management and farming development were identified:

  1. Gender stereotypes impeding women empowerment to the decision-making processes at all levels.
  2. A lack of professional knowledge in the field of water and land resources use
  3. A lack of adequate skills for private farming
  4. A lack of motivation for acquiring specific professions related to agricultural production and water use
  5. Weakly developed rural infrastructure and material-technical base that facilitates domination of manual labor in agriculture and water sector
  6. Absence of access to resources – material, financial, land, water
  7. Absence of economic self-management (independence) of women
  8. Poor education of women, absence of functional competence
  9. Poor legal knowledge among women
  10. Absence of gender approaches at all management levels
  11. Irrational use of budgetary funds directed to training and retraining of specialists in water and agricultural sectors.

Based on the discussions, the following ways to solve the problems were set out:

I. Surveys

  1. Conducting special sociological inter-regional surveys for identifying gender problems in agriculture and water use, including gender issues of professional segregation in education and on labor market.

II. Training

  1. Conducting trainings for raising gender awareness of agricultural workers from macro to local level
  2. Conducting trainings for raising functional competence of farmers and WUA members
  3. Raising awareness of law among farmers and water users
  4. Conducting a large-scale campaign for enhancing the prestige and attractiveness of professions in the field of land and water resources use to attract women and youth to these professions
  5. Raising awareness of hygiene and sanitation among population

III. Advocacy

  1. Establishing information and extension services for farmers that provide educational services, study impact of the present legislation at the local level and provide feed-back.
  2. Involving the mass media in broad information about gender problems in agriculture and water sector, especially in violation of gender equality and farmer rights.
  3. Organizing regular dialogue between farmers, local authorities, legal structures and all stakeholders during the round tables, discussions, meetings, etc. using the results of analysis of appeals from farmers and WUA members to information and extension services.

The second day of the training, questionnaires for evaluating the expectations of the participants as well as the outcomes of the completed work were filled in. The results of the questionnaire poll indicate that urgent and important issues were raised at the training. 16 questionnaires were collected: 7 participants marked that the topics were very useful for them, 9 participants indicated usefulness of the topics. All of the participants noted their activity during the seminar. 8 participants commented that excellent methods were selected for holding the training, and 8 participants evaluated these methods as “good”. It was stated in the comments that it is necessary to systematically conduct such trainings for youth, decision makers, mass media, and rural population, as well as to conduct gender trainings by specialization: gender and different directions of agriculture. It was remarked upon carrying out an inter-regional gender analysis not only in Uzbekistan.

The third day of the seminar was to summarize the activities of the two-day training and discuss further joint actions aimed at gender mainstreaming in water sector. At the concluding session, “United Nations Development Program. Mainstreaming Gender in Water Management. A Real Journey to Sustainability: A Resource Guide” translated with the financial support of the Canadian International Development Agency was presented.

Prof. V.A. Dukhovny launched the concluding session with the presentation on close interrelation of gender, water and development problems. In the report, he put a particular emphasis on the issues of poverty, rational water use in the region, and the role of women in solving water problems.

The delegates from the states made five-minute presentations, at which the most crucial problems of gender perspectives and water resources, and possible ways to solve them were stated. Dr. D.Alimjanova presented the generalized results of the conducted training and ways to solve the identified problems.

In her speech, Dr. G. Stulina elucidated the results of the gender surveys in the regions in Kazakhstan, Tajikistan and Uzbekistan carried out under the CIDA project “Adaptation to climate change”.

Chief of Kokand branch of the Business Women Association “Tadbirkor Ayol” S.M.Irgasheva was invited to participate in the seminar, and she told about the sociological survey conducted in Kuva district in Fergana province, Uzbekistan by the request of the GWP CACENA and SIC ICWC. She also noted the positive feedback at local level following the survey.

The participants listened with a keen interest to the report of S.S. Mukhamejanov who noted that the necessity and importance of this seminar are caused by the tendency toward activation the role of women in water resources use and management in Central Asia. The lecturer presented information on development of extension services in rural areas taking into account gender perspective.

D. Ziganshina outlined suggestions of the SIC ICWC on gender mainstreaming in water sector in Central Asian states. The main directions of the action are (i) gender-disaggregated data collection and analysis, surveys and analytical reviews, (ii) training with demonstration achievements of gender sensitive increasing land and water productivity in pilot sites, (iii) information gathering and dissemination. The conducting of gender seminars and sociological surveys, launch of a website and a forum on gender problems in water sector, as well as translation of the UNDP’s Guide to Resources on Gender Mainstreaming in Water Management indicate that the proposed action plan is already being implemented.

Technical director of NGO “Eco-Priaralie” S. Turemuratova gave a brief review of gender problems in water sector in Karakalpakstan.

During the discussions, the participants exchanged impressions from the seminar and their own visions on development of this trend. In particular, representative from the Kyrgyz Republic L.S.Mikheyeva thanked on behalf of the participants the trainers for interesting, simple and convincing presentation of new material, as well as the organizers for attracting the attention to the important element of sustainable development. L.S. Mikheyeva also expressed willingness to support the initiative, highlighting gender on the website of her organization and exchanging information on the issue. Representative from Tajikistan M. Akhmedova stated that she would appeal to the direction to connect to the Internet, and make every effort to disseminate acquired knowledge at least within her organization.

Following active discussions, the participants arrived at a conclusion that a single way out is economic independence of women, which should be initiated “below” and supported “on top”. “Gender is not women’s problem, but problem of power and equity, “gender is not even a difference between men and women, but society development mechanism” - the participants noted.

In his concluding speech, Prof. V.A. Dukhovny expressed hope that the seminar would serve as necessary basis for Central Asian states in intensifying further activities for raising gender awareness for water specialists. Taking into account the contingent of the participants including both experts and representatives from governmental, scientific and non-governmental organizations, Prof. V.A.Dukhovny noted that ideas and knowledge acquired at this seminar may help develop specific measures directed to more active women involvement in the field in all CA states. Prof. V.A.Dukhovny called the participants to seek and support women leaders in water sector, support women farmers and disseminate the acquired knowledge in their countries.

info@icwc-aral.uz

Главная | Что такое гендер | Новости | Публикации | База знаний | Встречи | Ссылки | English

Семинар-тренинг «Основы теории гендера и методологии гендерного анализа в водном и сельскохозяйственном секторах» , г. Ташкент, 2-4 марта 2005 г.

Региональный семинар-тренинг «Основы теории гендера и методологии гендерного анализа в водном и сельскохозяйственном секторах» состоялся 2-4 марта 2005 г. в Тренинговом центре МКВК в г. Ташкенте.

С целью претворения в жизнь принципов интегрированного управления водными ресурсами, изложенных на Международной конференции по воде и охране окружающей среды (Дублин, 1992 г.), которые включают в себя среди прочего принцип привлечения к работе разных групп населения и подчеркивают центральную роль женщин как поставщиков, пользователей и хранителей воды, НИЦ МКВК развивает инициативу по гендерной осведомленности в водохозяйственном секторе стран Центральной Азии. В 2004 году НИЦ МКВК провел серию мероприятий в данном направлении, среди которых специальная сессия в рамках международной научно-практической конференции «Водное партнерство Центральной Азии», социологические исследования в ряде районов Казахстана, Таджикистана и Узбекистана по выявлению гендерных проблем в использовании и управлении водными ресурсами на уровне села, а также семинар с участием сельских женщин в г. Фергана.

Цель данного семинара – ознакомить специалистов водного хозяйства стран Центральной Азии с основами гендерного подхода и методическими инструментами по его использованию в их деятельности.

В семинаре приняли участие представители водохозяйственных организаций и НПО из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.

В качестве тренеров были приглашены квалифицированные специалисты по гендерным вопросам, прошедшие обучение методике СЭИГА: Алимджанова Д.А., Директор центра гендерных исследований, советник по гендерным вопросам Программы Правительства Республики Узбекистан «Содействие в целях развития», реализуемой при поддержке ПРООН; и Гаппарова Нигора, Директор молодежного центра «Икбол».

Директор Тренинового центра МКВК Умаров П.Д. в приветственной речи представил краткую информацию о развитии гендерного подхода в управлении водными ресурсами, рассказал о деятельности НИЦ МКВК в данном направлении и ознакомил участников с целью и программой семинара.

Затем, тренеры информировали участников о ходе проведения тренинга, совместно с участниками были определены правила его проведения, озвучены и зафиксированы ожидания от семинара.

В ходе двухдневного тренинга была представлена информация о развитии и основах теории гендера. Ставились вопросы о социальном конструировании гендера и возможностях его деконструкции. Особое внимание уделялось рассмотрению гендерных аспектов экономики, образования, гендерным стереотипам, правовым аспектам гендера. В специальной сессии посвященной гендерным аспектам сельского хозяйства рассматривались проблемы развития фермерства с учетом гендерного равенства. Затрагивались гендерные проблемы в системе использовании и управлении водными ресурсами. В представленной информации использовались методологии социально-экономического и гендерного анализа, приемы системы участия, интерактивные методики, что позволило каждому участнику быть активно вовлеченным в процесс тренинга.

Были выявлены следующие гендерные проблемы в использовании и управлении водными ресурсами и развитии фермерства:

  1. Существование гендерных стереотипов, мешающих продвижению женщин на уровень принятия решений во всех иерархиях управления
  2. Отсутствие, либо низкий уровень профессиональных знаний в области водопользования и землепользования
  3. Отсутствие навыков ведения фермерских хозяйств
  4. Отсутствие мотивации для овладения специфическими профессиями, связанными с сельскохозяйственным производством и водопользованием
  5. Слабо развитая инфраструктура села, а также материально-техническая база, что способствует преобладанию физического труда в сельскохозяйственной и водной сферах
  6. Отсутствие доступа к ресурсам - материальным, финансовым, земельным, водным
  7. Отсутствие экономической автономии (самостоятельности) женщин
  8. Низкий уровень образования женщин, отсутствие функциональной грамотности
  9. Низкий уровень правовой грамотности женщин
  10. Отсутствие гендерных подходов на всех уровнях управления 11. Нерациональное использование бюджетных средств, направленных на подготовку и переподготовку кадров в водной и сельскохозяйственной сферах.

На основе дискуссий были выработаны следующие пути решения проблем:

I. Исследования

  1. Проведение специальных социологических межрегиональных исследований по выявлению гендерных проблем в с\х и водопользовании, в том числе гендерные проблемы профессиональной сегрегации в сфере образования и на рынке труда.

II. Образование

  1. Проведение тренингов по повышению гендерной осведомленности работников сельского хозяйства от макро до местного уровня
  2. Проведение тренингов по повышению функциональной грамотности фермеров и членов АВП
  3. Повышение правовой грамотности фермеров и водопользователей
  4. Проведение широкомасштабной кампании по повышению престижа и привлекательности специальностей в сфере землепользования и водопользования для привлечения в эти профессии женщин и молодежи
  5. Повышение уровня грамотности населения в области гигиены и санитарии

III. Пропаганда

  1. Создание информационно-консультативных центров для фермеров, оказывающих менторские услуги, изучающих действие существующего законодательства на местах и обеспечивающих обратную связь.
  2. Привлечение СМИ к широкому освещению гендерных проблем в с/х и водной сферах, особенно в сфере нарушения гендерного равенства и прав фермеров.
  3. Организация регулярного диалога между фермерами, соответствующими ответственными работниками хокимиятов, правовых структур и всех заинтересованных сторон в ходе проведения круглых столов, дискуссий, собраний и т.д. с использованием результатов анализа обращений фермеров и членов АВП в информационно-консультативные центры.

Во второй день тренинга были заполнены анкеты по оценке ожиданий участников и результатов проделанной работы. Результаты анкетного опроса свидетельствуют, что на тренинге были подняты актуальные и важные проблемы. Было собрано 16 анкет: 7 участников отметили, что темы были очень полезны для них, 9 участников отметили, полезность тем. Все участники отметили свою активность в работе семинара. 8 участников прокомментировали, что были выбраны отличные методы проведения тренинга и 8 участников оценили эти методы как «хорошие». В комментариях было отмечено, что такие тренинги необходимо проводить систематически для молодежи, руководящих работников, работников СМИ, сельских жителей, а также необходимо проведение гендерных тренингов по специализации – гендер и различные направления сельского хозяйства. Было высказано замечание, проводить межрегиональный гендерный анализ, не только на примере Узбекистана.

Третий день семинара был призван подытожить работу двухдневного тренинга и обсудить дальнейшие совместные действия по развитию гендерного направления в водохозяйственном секторе. На заключительной сессии было представлено Руководство ПРООН по ресурсам. Учет гендерных факторов при управлении водными ресурсами. Реальный путь к устойчивости, подготовленный при финансовой поддержке Канадского агентства международного развития.

Профессор Духовный В.А. открыл заключительную сессию презентацией тесной взаимосвязи проблем гендера, водных ресурсов и развития. В докладе особо подчеркивались вопросы бедности, рационального использования водных ресурсов в регионе, а также роль женщин в решении водных проблем.

Представители стран сделали пятиминутные презентации, в которых были зафиксированы наиболее актуальные проблемы гендерных факторов и водных ресурсов и возможные пути их решения. Д-р Д. Алимджанова представила обобщенные результаты проведенного тренинга и пути решения выявленных проблем.

В своем выступлении д-р Г. Стулина осветила результаты обследования гендерных аспектов в районах Казахстана, Таджикистана и Узбекистана, выполненных в рамках проекта CIDA «Адаптация к изменению климата».

Для участия на семинаре была приглашена руководитель Кокандского отделения Ассоциации деловых женщин «Тадбиркор аёл» Иргашева С.М., которая поделилась информацией о проведенном по заказу ГВП ЦАК и НИЦ МКВК социологическом исследовании в Кувинском районе Ферганской области РУз. Докладчик отметила также об позитивных действиях на местах, последовавших после проведения обследования.

Участники с огромным интересом выслушали доклад Мухамеджанов Ш.Ш., который отмечал, что необходимость и важность данного семинара обусловлена тенденцией активизации роли женщин в использовании и управлении водными ресурсами в Центральной Азии. Докладчик представил вниманию участников информацию о развитии консультативных служб на селе с учетом гендерных факторов.

В докладе Зиганшиной Д. участникам была предоставлена информация о предложениях НИЦ МКВК по развитию гендерного движения в водохозяйственном секторе стран Центральной Азии. Основными направления действия являются (1) сбор и анализ гендерно-дизагрегированных данных, исследования и аналитические обзоры, (2) тренинг с демонстрацией достижений по повышению продуктивности с учетом гендерных факторов на пилотных участках, (3) сбор и распространение информации. Предлагаемый план действий уже претворяется в жизнь, о чем свидетельствуют проведенные гендерные семинары, социологические исследования, создание веб-сайта, форум по освещению гендерных проблем в водохозяйственном секторе, а также перевод Руководства ПРООН по гендерным ресурсам в управлении водными ресурсами.

Технический директор НПО «Эко-Приаралье» Туремуратова С. выступила с кратким обзором гендерных проблем в водном хозяйстве Республики Каракалпакстан.

В ходе дискуссий участники обменялись впечатлениями от семинара и своим видением развития данного направления. В частности, представитель Республики Кыргызстан Михеева Л.С. поблагодарила от имени участников тренеров за интересное, доступное и убедительное изложение нового материала, а организаторов за привлечение внимания к важнейшей теме, являющейся необходимым элементом развития. Михеева Л.С. также выразила готовность поддержать инициативу, развивая гендерное направление на веб-сайте своей организации и обмениваясь информационными материалами по тематике. Представитель Таджикистана Ахмедова М. заявила, что она обратиться к руководству о подключении к Интернету и, приложит все усилия для распространения полученных знаний, по крайней мере, в пределах своей организации.

В результате активных обсуждений участники пришли к выводу, что единственный выход из сложившейся ситуации – это экономическая независимость женщины, которая должна быть проинициирована «снизу» и поддержана «сверху». «Гендер – это не «женский» вопрос, а проблема власти и справедливости», «гендер – это даже не разница между мужчинами и женщинами, а механизм развития общества», - отмечали участники.

В заключительной речи проф. Духовный В.А. выразил надежду, что семинар послужит необходимой основой для центрально-азиатских стран в активизации дальнейшей деятельности по повышению гендерной осведомленности для специалистов водного хозяйства. Учитывая контингент участников семинара, включающий как экспертов, так и представителей государственных, научных и неправительственных организаций, проф. В.А. Духовный отметил, что возможно идеи и знания, полученные на данном семинаре, помогут разработать во всех странах конкретные мероприятия, направленные на более активное вовлечение женщин в сферу. Духовный В.А. призвал участников искать и поддерживать женщин-лидеров в водном хозяйстве, поддерживать женщин-фермеров и распространять полученные знания в своих странах.

info@icwc-aral.uz