Home | What is the gender | News | Publications | Knowledge Base | Meetings | Links | Ïî-ðóññêè

Training workshop “The basis of gender theory and gender analysis methodology in context of water resources management”, Tashkent, 25-27 September 2007

The workshop was organized by SIC ICWC and the Asian Development Bank (ADB) and held in the city of Tashkent from 25 to 28 September 2007.

This regional workshop brought together water professionals and representatives of non-government organizations from all the five Central Asian republics. The objective was to give training on gender and water issue. Since the workshop was held within the framework of the joint project of SIC and ADB on the establishment of network GWANET, the project manager Galina Stulina described to the participants the project and its objectives. She pointed to the following project objectives:

  • Raising awareness and promoting gender mainstreaming in the region
  • Attaining more knowledge and understanding of gender issues in water management
  • Building a platform for women’s voices within the water governance structures of the region
  • Laying the foundation of further cooperation leading to successful gender sensitive water management
  • Creating the network among concerned agencies and individuals to facilitate further cooperation both at national and regional level.

The ADB’s representative Mekhri Khudaiberdiyeva told about ADB activities and stressed in particular that ADB realized an importance of this issue and supported it since water sector concerned both men and women. Gender mainstreaming may contribute to increased efficiency of water sector and related agriculture, thus improving the well-being and finally achieving the main ADB’s goal of poverty reduction in the region.

Dinara Alimjanova, gender expert and director of Tashkent Training Center, gave training adapted to the audience. The training workshop was held in form of presentations made by the trainer and trainees, group-work and practices. The following issues were addressed: gender concept; interpretations of this concept; gender stereotypes; and, methods and tools of gender analysis. Each training day was started with monitoring and assessment of the previous day by each national group.

In the first day, the participants were proposed to formulate their visions of given problem. Some of them are listed below:

    Sakhvayeva Yekaterina, Department for Water Resources, Kyrgyzstan: “Gender is a mutual understanding by and mutual opportunities for men and women in water resources management. I was glad that ADB has undertaken this activity.”

    Isayeva Chinar, chief of District Water Management Organization, Kyrgyzstan: “I am a hydraulic engineer and I like my job very much. However, I was wondering always why women were not enough active in water sector. Moreover, recently, social activity has gone down, especially among the youth. I am glad that this subject is addressed at last.”

    Tyubeyev Moldabek, WUA Union, Kyrgyzstan: “this topic is important for both men and women. Lack of consideration for men and women creates social tension.”

    Ergasheva Takhmina, SESI, Tajikistan: “I have been dealing with gender issues for two years. Gender is possession of equal rights by men and women. Currently women have no access to the decision-making. Such situation should be reversed since all interests are to be considered equally in the water sector.”

    Bakihojayeva Dilorom, SESI, Tajikistan: “Tackling gender problems helps to improve the lives of both men and women.”

    Khasanova Natalya, Ministry of Land Reclamation and Water Resources, Tajikistan: “After the civil war, farming mainly fell on shoulders of women, who had no special education, especially in irrigation. Thus, there is a need for raising their educational level.

    Umarbekova Aliya, Committee for Water Resources, Kazakhstan: “Gender implies equal opportunities. Unfortunately, there are very few women-decision makers in managerial state machinery, including in water sector.”

    Tileukulova Svetlana, OO, Kazakhstan: “Gender is possession of equal rights. We should promote this process and I wish success to all of you in this endeavor.”

    Kozhamkulova, BWA, Kazakhstan: “Men dominate over women in water sector. The involvement of women will increase efficiency of the sector since women always know clearly their responsibilities and arrange business.”

    Akhmedhojayeva Ifoda, NTC Toza Darya, Uzbekistan: “Eastern mentality implies that the main destiny of woman is to breed children and keep her house. We should provide opportunities for woman to find herself as a professional and educate men in such a way so that they offer such opportunities for women.”

Each national representative made a presentation, which addressed issues proposed beforehand to national coordinators for discussion in their reports:

  1. Socio-economic analysis of national situation, including the basic indicators of economic growth
  2. Comparative analysis of indicators regarding gender equality in area of education, health-care, market labor, and inputs (including water) access
  3. Visions by the participants of gender issues in area of water resources management in their respective countries

The presentations were made by the following national coordinators: Sakhvayeva Yekaterina, Kyrgyzstan; Umarbekova Aliya, Kazakhstan; Akhmedhojayeva Ifoda, Uzbekistan; Khasanova Natalya, Tajikistan. Veliyeva Gulalek made a presentation as a representative of Turkmenistan.

All the presentations indicated to current gender problem in water sectors in CAR.

D. Alimjanova showed in expert analysis of Gender-related Development Index (GDI) that none government approached an ideal gender balance (taken as 1.0). The more advanced country in this respect is Norway, with its index of 0.96. The Central Asian republics take the next positions: Kazakhstan – 61st place, GDI = 0.772; Kyrgyzstan – 83rd place, GDI = 0.701; Uzbekistan – 84th place, GDI = 0.694; and, Tajikistan – 91st place; GDI = 0.648.

The negative factors of gender inequality are linked with the following:

  • Real democracy cannot be developed if 50% of population is disregarded
  • Insufficient activity of women implies a loss of qualified and educated human resources
  • Gender inequality may lead to social tension and instability in both family and society as a whole.

The issue of gender and development:

  • Raises issues of unequal social roles of men and women in the development process
  • Helps to identify a source of gender inequality and influence the former
  • Is aimed at reaching equal social roles of men and women in a society
  • Takes care of equal rights and responsibilities for men and women
  • Considers the needs of each family member
  • Leads to projects, where both men and women are involved
  • Puts emphasis on equality to attain goods.

All those items were addressed in the presentation of D.Alimjanova. She illustrated gender stereotypes through the division of men and women by profession, the gender analysis of school manuals, and development of these stereotypes since the childhood. Moreover, the list of male and female characteristics and the following interchange of the titles showed that there was only one distinction, that is male cannot be a biological mother and female cannot be a biological father. Gender deconstruction does not imply the disappearance of distinctions between men and women but it means their social equal rights.

The workshop discussions were very lively. Two days dedicated to consideration of general concepts and methodologies brought the participants to the issue of gender and water. The participants raised several problems and proposed ways for solution. The topics under consideration included a gender component: “Investigation of water users’ society for availability of woman-leaders at present and in the future in Uzbekistan”, “Improvement of living conditions of rural men and women”, “Promoting women to the top echelons of power in the water sector”, “Ensuring quality drinking water for rural settlements under gender policy”, “Improvement of water management, automation of gauging stations and establishment of a united network”, “Improving conditions of the irrigation network in WUAs”, and “The strategy of promoting gender movement in water and agricultural sectors”.

The work was organized in form of group debates, with following discussion of results by all the participants.

Finally, each participant prepared an individual work plan. In such plans the participants planned monitoring o gender balance in water-related agencies, lectures, trainings in focus groups, discussions in situ on the topic “Water and gender”, extension of GWANET network, writing of articles, and contributions to the project web-site.

The individual plans were submitted to project managers and will be returned to each participant in 2 months to supervise his/her obligations.

The interesting answers of the participants to a questionnaire are shown below:

1. Which problems, in your opinion, are the most topical and need deeper studies in the context of Central Asian region?

Answers:

“Qualitative and quantitative methods of gender analysis”; “Education and job placement of woman-water workers”, “Role of women in water-related system management”, “Irrigation water saving and WUA development, women participation”, “Quality of teaching staff”, “Stereotypes regarding roles of women in the society and industry”, “Statistics in water resources use and management”, and “Gender statistics in water sector”.

2. Which directions should address additional training at the macro-level?

All the participants answered that it is necessary to raise awareness of leaders and decision-makers at all levels, including local administrations, ministries, and water management organizations. There is a need to inform the leaders about the results of social polls on gender aspects. It was proposed to hold training on gender and water for the members of the Interstate Commission for Water Coordination (ICWC).

3. What do you propose for holding such trainings in the future?

Answers:

“Holding trainings in each republic, at rayon level, with involvement of farmers and wider representation of men”.

info@icwc-aral.uz

Главная | Что такое гендер | Новости | Публикации | База знаний | Встречи | Ссылки | English

Семинар-тренинг «Основы гендерной теории и методологии гендерного анализа в контексте управления водными ресурсами», г. Ташкент, 25-27 сентября 2007 г.

В Ташкенте с 25 по 28 сентября прошел семинар «Основы гендерной теории и методологии гендерного анализа в контексте управления водными ресурсами», организованный НИЦ МКВК и Азиатским банком развития.

Семинар носил региональный характер, на нем присутствовали специалисты водного хозяйства, представители неправительственных организаций из всех пяти центральноазиатских республик. Цель семинара - проведение тренинга по вопросам гендер и вода. Так как данный семинар входит в программу проекта НИЦ МКВК и АБР по созданию сети GWANET, менеджер проекта Стулина Галина рассказала о проекте и его задачах. Она отметила, что проект призван:

  • Повысить информированность и содействовать внедрению гендера как неотъемлемого фактора в регионе
  • Достичь большего понимания гендерных вопросов в управлении водными ресурсами
  • Создать основу для активизации участия женщин в руководящих структурах региона управления водой
  • Заложить основу для дальнейшего сотрудничества, ведущего к успешному управлению водными ресурсами с учетом гендерного равенства
  • Создать сеть контактов между заинтересованными организациями и лицами как на национальном, так и региональном уровне с целью стимулирования дальнейшего сотрудничества

В семинаре приняла участие представитель АБР Мехри Худайбердыева. Она рассказала о деятельности АБР и отметила, что АБР поддерживает и развивает данную тематику, понимая ее важность и необходимость, так как водное хозяйство затрагивает интересы всех и мужчин и женщин. Учет гендерного аспекта поможет повысить эффективность водного сектора, сопряженного с ним сельскохозяйственного сектора, а значит повысит благосостояние людей, выполнить основную цель АБР в регионе, снижения уровня бедности.

Тренинг по программе адаптированной к аудитории, проводила специалист по гендеру, директор Ташкентского учебного центра, Динара Алимжанова. Форма проведения семинара была разнообразной: презентация тренера, презентации участников, работа в группах, выполнение упражнений. Были рассмотрены вопросы: понятие гендера, различные толкования этого понятия, гендерные стереотипы, основные концепции гендера, методы и инструменты гендерного анализа. Каждый новый рабочий день начинался с мониторинга и оценки дня предыдущего, которую проводили группы из каждой республики.

В первый день работы участникам было предложено сформулировать свое представление о данной проблеме. Вот некоторые из них:

    Сахваева Екатерина, Депводхоз, Кыргызстан - Гендер это взаимопонимание и взаимные возможности мужчин и женщин в управлении водными ресурсами. Мне приятно, что АБР проводит такую работу.

    Исаева Чинар, начальник РУВХ, Кыргызстан - Я гидротехник, работу свою очень люблю, всегда удивлялась, почему женщины в водном хозястве проявляют недостаточную активность, в последнее время социальная активность заметно снизилась, особенно среди молодежи. Я рада, что наконец затронули эту тему.

    Тюбеев Молдабек, союз АВП, Кыргызстан- тема нужная и мужчинам и женщинам. Недостаточный учет интересов тех и других создает социальную напряженность.

    Эргашева Тахмина, СЕСИ, Таджикистан - Гендером я занимаюсь уже 2 года. Гендер - это равноправие мужчин и женщин. В настоящее время у женщин нет доступа к процессу принятия решения. Данное положение нужно изменить, так как водное хозяйство - это отрасль, где в одинаковой степени должны быть учтены интересы всех.

    Бакиходжаева Дилором, СЕСИ, Таджикистан. - Решение гендерных проблем улучшает жизнь и мужчин и женщин.

    Хасанова Наталья, ММ и ВРРТ, Таджикистан - После гражданской войны ведение сельского хозяйства в основном выпало на женщин, не имеющих специального образования особенно в вопросах ирригации. Необходимо повысить их образовательный уровень.

    Умарбекова Алия, КВР, Казахстан - Гендер - это равные возможности. Но к сожалению в управленческом государственном аппарате и в том числе в водной отрасли, среди лиц принимающих решение очень мало женщин.

    Тилеукулова Светлана, ОО, Казахстан - Гендер - это равноправие, надо содействовать данному процессу и желаю всем успеха в данной работе.

    Кожамкулова, БВУ, Казахстан - В Водном хозяйстве больше мужчин, чем женщин. Участие женщин повысит его эффективность, так как женщины всегда знают свои обязанности и вносят в дело порядок.

    Ахмедходжаева Ифода, НТЦ Тоза Дарье, Узбекистан - Восточный менталитет таков, что основное назначение женщины - воспитание детей, содержание дома. Надо сделать так, что бы женщина могла реализовать себя и как специалист, воспитывать мужчин так, что бы они давали женщинам такую возможность.

От каждой республики были представлены презентации, которые включали вопросы, предварительно предложенные национальным координаторам для включения в доклады:

  1. Социально-экономический анализ ситуции в стране, включая основные индикаторы экономического роста
  2. Сравнительный анализ индикаторов по состоянию уровня гендерного равенства в области образования, здравоохранения, рынка труда, доступа к ресурсам, в том числе водным
  3. Видение участниками гендерных проблем в сфере управления воднымии ресурсами в их странах

Презентации были сделаны национальными координаторами проекта в странах: Сахваевой Екатериной, Кыргызстан; Умарбековой Алией, Казахстан; Ахмедходжаевой Ифодой, Узбекистан; Хасановой Натальей, Таджикистан. От Туркменистана презентацию сделала Велиева Гулалек.

Все презентации продемонстрировали наличие гендерной проблемы в водном хозяйстве ЦАР

Как было показано Д. Алимжановой, экспертный анализ индекса развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ) показывает, что ни одно государство не приблизилось к идеалу гендерного баланса (принят за 1,0). Самая продвинутая - Норвегия - имеет индекс равный 0,96. Среднеазиатские республики находятся на 61 месте - Казахстан, индекс 0,772, на 83 месте Киргизстан, индекс 0,701, на 84 месте Узбекистан, индекс 0,694, на 91 месте Таджикистан, индекс 0,648.

Социальная стратификация делит общество в соответствии с отношением к власти, собственности и престижу, гендерный дисбаланс является одним из ее признаков.

К негативным факторам существования гендерного неравенства относятся:

  • Истинная демократия не может развиваться при игнорировании 50% населения
  • Недостаточная активность женщин означает потерю большого количества квалифицированных и образованных человеческих ресурсов
  • Гендерное неравенство может создать социальную напряженность и нестабильность как в семье, так и в обществе.

Гендер и развитие:

  • Поднимает вопросы неравенства социальных ролей мужчин и женщин в процессе развития
  • Старается понять источник гендерного неравенства и повлиять на него
  • Направлен на достижение равенства социальных ролей мужчин и женщин в обществе
  • Заботится о равных правах и ответственности мужчин и женщин
  • Учитывает потребности каждого члена семьи
  • Осуществляет проекты, где участвуют мужчины и женщины
  • Подчеркивает равенство на получение благ.

Все эти положения были отражены в презентации Д. Алимжановой. Ею в очень наглядной форме были показаны гендерные стереотипы, на примере разделения мужчин и женщин по профессиям, гендерный анализ школьных учебников, воспитание гендерных стереотипов с детства. В тоже время перечень что такое мужчина и что такое женщина, а потом смена только этих названий, показывает, что есть отличие только в одном, мужчина не может быть матерью (биологической), а женщина - отцом. Деконструкция гендера не означает исчезновения различий между мужчинами и женщинами, оно означает их социальное равноправие.

Семинар проходил очень живо с постоянным участием в обсуждениях всех участников. Два дня рассмотрения общих вопросов понятий и методологий подвели участников к рассмотрению вопросов гендера и воды. Ими были подняты некоторые проблемы и предложены пути их решения. Темы рассматривались с учетом гендерной составляющей: «Исследование сообщества водопользователей на предмет наличия женщинов лидеров в настоящем и будущем Узбекистана», «Улучшение жизненного уровня мужчин и женщин в сельской местности», «Продвижение женщин в высшие эшелоны власти водного хозяйства», «Обеспечение качественной питьвой водой сельских населенных пунктов в рамках гендерной политики», «Улучшение управления водными ресурсами, Автоматизация гидропостов и создания единой сети», «Добиться усиления гендерного движения в водном секторе», «Улучшение состояния ирригационной сети в АВП» «Стратегия развития гендерного движения в водном и сельском хозяйстве».

Работа проводилась в группах, затем результаты обсуждались всеми участниками.

В конце семинара каждый участник составил индивидуальный план работы. В дальнейшей работе они наметили проведение мониторинга по состоянию гендерного баланса в водохозяйственных органах, проведение лекций, проведение тренингов в фокус группах, проведение дискуссий на местах по вопросу «Вода и гендер», расширение сети GWANET, написание статей, подготовку материала для веб-сайта.

Индивидуальные планы переданы менеджерам и будут возвращены через 2 месяца каждому участнику для контроля его обязательств.

Интересны ответы участников семинара на вопросы анкеты:

1. Какие проблемы Вы считаете наиболее актуальными и требуют дальнейшего углубленного изучения в контексте региона Центральной Азии?

Ответы:

«Качественные и количественные методы гендерного анализа», «Вопросы обучения и трудоустройства женщин-водников», «Повысить роль женщин в управлении водохозяйственными системами», «Экономия оросительной воды и развитие АВП, участие женщин», «Повышение качества преподавательского состава», «Стереотипы о роли женщины в обществе и производстве», «Статистика в управлении и использовании водных ресурсов», «Гендерная статистика в водном хозяйстве».

2. По каким направлениям необходимы дополнительные тренинги на макроуровне?

Все участники ответили, что нужно повысить информированность руководителей, лиц, принимающих решения, на всех уровнях: местных властей, министерств, водохозяйственных организаций. Необходимо доводить до сведения руководителей результаты социологических опросов по вопросам гендера. Высказано предложение - провести тренинг «Гендер и вода» для членов МКВК.

3. Какие Ваши предложения по проведению такого рода тренингов в дальнейшем?

Ответы:

«Проводить тренинги в каждой республике, на районных уровнях с привлечением фермеров, привлекать больше участников-мужчин».

info@icwc-aral.uz