Home | What is the gender | News | Publications | Knowledge Base | Meetings | Links | Ďî-đóńńęč

Workshop “Gender aspects in water resources management in lower reaches of Amudarya and Syrdarya”, Urgench, 27-29 June 2007

Within the framework of the Asian Development Bank’s project “ GWANET – Gender and Water Network in Central Asia”, SIC’s representatives such as Ziganshina D.R., Stulina G.V., and Mukhamedjanov Sh.Sh. visited the Urgench city on 27-29 June 2007. The visit aim was to meet with stakeholders for discussion of gender issues in area of water resources in the lowlands and to involve them in joint activity under the GWANET network, as well as to hold a workshop “Gender Aspects of Water Management in the Lowlands of Amudarya and Syrdarya”.

The Urgench city was not selected randomly for organization of the first meeting. The Khorezm province of the Republic of Uzbekistan is located in the lowlands of Amudarya river, being one of the most socially tense regions in the Aral Sea basin. The target audience of this meeting included the provinces of Kazakhstan, Turkmenistan, and Uzbekistan located in the lowlands of Amudarya and Syrdarya.

The survey and analysis of current tendencies and the identification of problems to be addressed in Khorezm province (Uzbekistan), Dashoguz veloyat (Turkmenistan), Republic of Karakalpakstan (Uzbekistan), and Kyzylorda province (Kazakhstan) completed by SIC ICWC under preliminary feasibility study of “Transition to integrated water resources management in the lowlands and deltas of Amudarya and Syrdarya” showed that the major destabilizing factor in the lowlands in unstable water supply and diversion and increasing water shortage aggravated by unequal water distribution, particularly in low water-level conditions. Another problem of those zones is poor attention to and often ignorance of environmental demand. This has led to desertification and deterioration of natural delta conditions.

According to changes in rivers’ hydrological regime, flow quality considerably modified as well. Increase in the share of high saline wastewater led to substantial growth of salinity and deterioration of river water. Decreased inflow to the delta caused deterioration of drinking water due to increased salinity and reduced groundwater inflow.

Besides, recently a problem related to transboundary nature of the Amudarya and Syrdarya rivers has arisen and, as a rule, areas located in the river deltas suffered from it. In this respect, the areas of Northern Karakalpakstam, Dashoguz province in Turkmenistan, and Kyzylorda province in Kazakhstan are especially unfavorable. Abnormalities are reflected in modification of water release schedule, pollution and under-supply of water for habitat, nature and economic sectors.

All those factors, first of all, affect population. The total population in given provinces in the lowlands of Amudarya (Khorezm province, Uzbekistan; Dashoguz veloyat, Turkmenistan; Republic of Karakalpastan being a part of Uzbekistan) and of Syrdarya (Kyzylorda province, Kazakhstan) is 4 845.6 thousand people, of which more than 2 950.2 thousand (more than 60 %) lives in rural area and for which irrigated agriculture is the main source of livelihoods.

The above mentioned problems and their relationship with provision of gender equity in agriculture and water sector were discussed with Dr. John Lamers, coordinator of joint German-Uzbek research project “Economic and Environmental Re-structurization of Land and Water Use in Khorezm Province” (http://www.khorezm.uni-bonn.de) and with Uzbek project partners – Mr. Ruzimboy Eshchanov, head of Urgench University and Mr. Nazar Ibragimov, coordinator of project’s field studies.

Dr. John Lamers shared experience in implementing gender research under the projects on-going in Khorezm province and focused on the following three key issues:

  1. Water-born diseases and impact of the utilization of open water-holes and small wells for drinking on people’s health, particularly of women and children. Interrelation between water quality, sanitary conditions and peoples’ health.
  2. The role of women in agriculture. While conducting comparison studies in areas adjacent to and remote from the city, it was considered how to make women less dependent on agricultural production and find alternative sources of livelihoods for rural women.
  3. Gender perspectives in activities of Water User Associations (WUA). Work in this direction is planned to start in October 2007.

Mr. Ruzimboy Eshchanov stressed a need for addressing gender issues in general economic context, which is particularly important for considering the role of woman in agricultural production. For example, the Urgench University develops a special course on agricultural sustainability, where along with pilot implementation of extension services under support of young professionals from the University, it is planned to address gender issues as well. Mr. Eshchanov also touched the gender issues in education. He noted that there are many female students taking economic and agricultural courses, and the ratio of men and women is approximately 50/50, whereas in pedagogical and foreign language departments the share of women is well higher - 80/20.

Mr. Nazar Ibragimov shared interesting experience gained in implementing the joint project of German Agroaction and Republican association of farms. In 2002-2003, when the rural population greatly suffered from drought of 2000-2001 and the general decline in agriculture took place as a result of reduced crop yields, women were questioned about planting of alternative crops in secondary plots. As a result, such crops as potato, corn, and sunflower were selected and grown. Those crops generated income, which was quite high even for humid year, and helped the families to survive during drought and after it.

While exchanging opinions about gender movement in water sector, a need was noted for joint activities at different levels, especially for practical application of research results and the importance was stressed of horizontal and vertical integration.

Next meeting was arranged with the manager of “Soglom avlod uchun” Fund’s Urgench branch Mrs. Salomat Erdjanova. The discussion was focused on women and children health under environmental degradation conditions.

As is well known, Prearalie (coastal zone of the Aral Sea) is a zone of heaviest socio-economic conditions in Central Asia. Decrease in per capita food consumption in the lowlands in the last decade was caused by aggravated socio-economic situation in Central Asian states as a whole and especially in the lowlands. For instance, consumption of main food items is lower in Karakalpakstan as compared in Uzbekistan in general. Food consumption by people living in the lowlands (except for vegetables, cucurbits and bred) does not meet the physiological standards, and most population suffers from proteinic and vitamin starvation.

According to the feasibility study on “Transition to integrated water resources management in the lowlands and deltas of Amudarya and Syrdarya”, morbidity in these zones, especially in Karakalpakstan and Khorezm province, is well higher than the WHO’s norms and the average republican indicator. This is caused by deterioration of environmental conditions in Prearalie that were intensified by socio-economic difficulties in the region. Damage from excessive morbidity and deteriorated living conditions is estimated at 2.1 US$ million/year in South Prearalie and 1.3 US$ million/year in North Prearalie.

Mrs. Salomat Erdjanova has told about measures taken to improve this situation in Uzbekistan by the “Soglom avlod uchun” Fund. This international non-governmental charity fund was established by the Decree of the President of Uzbekistan of April 23, 1993 in order to ensure health of future generation, protect maternity and infancy, and create favorable conditions for physical, intellectual, and moral development of children. The main objectives of the Fund are: (1) assisting in improvement of material and technical base for obstetric and child care institutions, their equipping with up-to-date facilities, providing with effective health products; (2) coordination of social and public agencies’ efforts aimed at improvement of gene pool of future generation in Uzbekistan, based on the world experience; (3) facilitating development and implementation - throughout the republic, especially in environmentally misbalanced districts – of research, technological, production, awareness-propaganda and other programs aimed at establishment of solid basis for radical enhancement and protection of motherhood and infanthood.

The Fund, together with other agencies, undertakes medical and social patronage in order to study sanitary conditions, psychological climate in family, health status of family members, especially of women and children; timely identify women and children who need medical, social and psychological care and social-legal protection; and, form a healthy life-style in the family. The Fund raises awareness, mainly of women and children, regarding sanitary and hygiene.

Mrs. Salomat Erdjanova stressed a great problem of diffuse goiter, anemia, and kidney diseases in the province, especially among fertile-age women and children. Therefore, work with children connected with Annsrrumlnum and Potassium iodide dissemination among girls is of prior importance. She also noted a need for research to identify reasons of disease incidence, that could be a direct result of water and soil quality deterioration.

In order to familiarize with agricultural practices in farm headed by woman, a meeting was arranged with the farmer Soliya Matyakubova in village “Bogalan”, Yangibazar district. Mrs. Matyakubova has 79 ha of land, where she grows wheat and cotton and breeds 12 heads of livestock. She employs 33 people, including 17 women, who mainly do manual work in the field. Men operate machines. Soliya has 5 children, all having higher education, and only one son, hydraulic engineer, helps her in farming. What did induce her, graduated from Pedagogical Institute in biology, to head the farm? “The reason is that I was grown on land and I like this”, she explains. At the same time, she tells frankly that this is hard labor and that for organization and keeping of the farm, one needs knowledge and experience and, moreover, woman needs support from family and social infrastructure in the village.

The information collected during the meetings served as a basis for the first regional workshop “Gender Aspects of Water Management in the Lowlands of Amudarya and Syrdarya” under the project “GWANET - Gender and Water Network in Central Asia”. The workshop was held in ICWC Training Center’s Branch in the Urgench city (Uzbekistan) on 29 June 2007. The representatives of water-management institutions and of NGOs from Kazakhstan, Kyrgyzstan, Turkmenistan, and Uzbekistan took part in the workshop (total 16 women and 9 men).

Within the framework of the project “GWANET – Gender and Water Network in Central Asia”, it is planned to hold awareness-raising workshops for all Central Asian countries concerning gender equity in water sector and creation of GWANET Network. The Urgench workshop was dedicated to discuss gender issues in the lowlands and to present to the participants from Kazakhstan, Turkmenistan, and Uzbekistan the GWANET Network’s aims and objectives.

Mr. Khudaiberganov Yu.Kh, the Head of BWO “Amudarya” opened the workshop. He presented briefly on the activities of BWO “Amudarya” and, in general, on water management along the Amudarya River. Finally, he wished successful work to the participants.

Then, Ms. Ziganshina D.R. informed the participants about aims and objectives of the workshop and the project and stated the principles of gender aspects development in water management. Dr. Stulina G.V. reported on experience of gender analysis made under SIC and GWP’s CACENA projects. Dr. Mukhamedjanov Sh.Sh. presented information on gender equity problems in light of the implementation of integrated water resources management in the Ferghana Valley.

The workshop agenda was developed in such a way so that to get maximum response from the participants. Therefore, most time was dedication to discussion. Three main questions were raised before the workshop audience:

  1. Which problems and key points do you consider as the most important?
  2. What should be done to their eradication and/or adequate addressing?
  3. Which institutions should be involved in this process (potential members of GWANET)?

As a result, the following key points were highlighted and gender issues were identified in water use and management:

  1. Health of population, particularly of women and children due to significant environmental degradation, especially in the lowlands
  2. Need for more focus on gender aspects in water resources use
  3. Lack of awareness in various areas and levels of decision-making
  4. Need for strong government support for consideration of gender factors
  5. General problem affecting gender aspects as well – bureaucracy
  6. Reduction of number of women in water-management institutions
  7. While considering and discussing gender issues, such approaches should be used that do not cause conflicts between men and women but highlight problems and encourage their joint solution
  8. Ignorance of state-granted rights and obligations and inability to protect them
  9. Poor level of women’s education, latent discrimination in education by women
  10. Soil degradation and water depletion has negative effect on population, especially women and children
  11. Lack of knowledge, skills and practices for environmentally safe nature and land use
  12. Lack of knowledge and motivation for application of resource-saving technologies, particularly as applies to water
  13. Lack of research addressing gender aspects in water, agricultural, and environmental sectors
  14. Gender problems of professional segregation in area of education and in labor market.
  15. Safe drinking water supply problem (shortage of water, poor water quality)
  16. Irrational drinking water use (this water is used for irrigating homestead plots in addition to drinking and sanitary- hygienic purposes)
  17. Problem with payment by population of drinking water supply services
  18. Inactivity of population in protecting their rights, including as concerns drinking water, and ignorance of on-going programs for drinking water supply to rural areas in their countries
  19. General lack of job places due to economic situation in the countries; this affects both women and men and causes men to migrate and imposes additional load on women
  20. Poorly developed rural infrastructure, as well as material and technical base; this results in domination of physical labor in agriculture and water sector

Based on the discussion, the following ways for solution were found:

  1. Involve mass media in awareness-raising regarding gender issues in water sector
  2. Implement national programs for drinking water supply and informing of population on program progress.
  3. Carry out research to identify gender issues in water, agricultural, and environmental sectors
  4. Ttake measures for raising awareness about gender issues at different levels and areas
  5. Actively involve all stakeholders (not only water professionals) in this work
  6. Teach the value of water in educational institutions, starting from schools
  7. Raise legal awareness of population, including on access to water and other resources
  8. Create conditions for improvement of women’s education and professional skills, including in water management at all levels
  9. Conduct large-scale campaigns for propaganda and application of water-conservation technologies as concerns both irrigation and drinking water
  10. Improve literacy of population in area of water conservation, hygiene and sanitation
  11. Organize exchange of experience in application of gender aspects in water management among the Central Asian countries and the other parts of the world
  12. Conduct training in raising gender awareness among water and agricultural staff from macro to local levels, as well as among farmers (more frequent and longer)
  13. Organize regular work with farmers and rural people in order to identify problems
  14. Develop gender-sensitive legislation, with respective financing of required measures
  15. In order to assist rural population, particularly women in the search for alternative sources of livelihoods (less dependent on agricultural production), revive national arts, develop tourism (cooperation between urban and rural areas)

The following organizations that must be involved in this process were highlighted (potential members of GWANET):

  1. Women committees (or commissions ensuring gender equity)
  2. Public agencies with relevant competences (Ministries for water resources and agriculture, State nature conservation committees, etc.)
  3. Local authorities
  4. Environmental organizations
  5. Media
  6. Non-governmental organizations dealing with water, agricultural, and environmental issues
  7. Research institutions
  8. International funding institutes, foreign investors

All the problems mentioned will be taken into account during project implementation and lay the basis for recommendations to be developed for decision-makers regarding application of gender approaches in the national water policies.

Registration forms were disseminated among the workshop participants who wished to join the «GWANET — Gender and Water Network in Central Asia». Eventually, all the participants wished to become the members of this network. Thus, the fist twenty member of GWANET were determined in Urgench.

The participants thanked the Asian Development Bank and the workshop organizers for important work and hoped that further joint actions on gender development in water sector will contribute to economic, social, and environmental security in the countries.

The workshop was finished and the participants had cultural visit to Khiva, the museum-town more than 2500 years old. Later, a meeting was organized between the GWANET project managers and the national coordinators from the Kyrgyz Republic (Sakhvayeva Yekaterina, senior expert of Water Resources Department of KR) and the Republic of Kakzakhstan (Omarbekova Aliya, leading researcher of the Committee for Water Resources, RK). The tasks of national coordinators were set and organization of project activity at national level was discussed at this meeting.

info@icwc-aral.uz

Главная | Что такое гендер | Новости | Публикации | База знаний | Встречи | Ссылки | English

Семинар «Гендерные аспекты в управлении водными ресурсами в низовьях Амударьи и Сырдарьи», г. Ургенч, 27-29 июня 2007 г.

В рамках реализации проекта Азиатского банка развития «GWANET — Сеть по гендеру и воде в Центральной Азии» 27-29 июня 2007 года состоялась поездка в г. Ургенч сотрудников НИЦ МКВК, Зиганшиной Д.Р., Стулиной Г.В. и Мухамеджанова Ш.Ш. Цель поездки — встретиться с заинтересованными лицами для обсуждения гендерных проблем в сфере использования водных ресурсов в низовьях и привлечь их к совместной работе в рамках сети GWANET, а также провести семинар «Гендерные аспекты в управлении водными ресурсами в низовьях Амударьи и Сырдарьи».

Город Ургенч для проведения первой встречи был выбран неслучайно. Хорезмская область Республики Узбекистан расположена в низовьях реки Амударья и является одним из наиболее социально напряженных регионов бассейна Аральского моря. Основная целевая аудитория этой встречи – области Казахстана, Туркменистана и Узбекистана, расположенные в низовьях Амударьи и Сырдарьи.

Обзор и анализ тенденций текущей ситуации и выявление проблем, требующих решения в Хорезмской области (Узбекистан), Дашогузский велоят (Туркменистан), Республика Каракалпакстан (Узбекистан) и Кызылординская область (Казахстан), выполненный НИЦ МКВК в рамках подготовки предварительного обоснования «Перехода к интегрированному управлению водными ресурсами в низовьях и дельтах рек Амударьи и Сырдарьи», иллюстрирует, что в низовьях первостепенным дестабилизирующим фактором является нестабильность водоподачи и водоотведения, нарастающий дефицит водных ресурсов, особенно усиленный неравномерностью распределения воды, особо в условиях маловодья. Другой бедой этих зон является слабое внимание, а зачастую и игнорирование экологических требований, что привело к опустыниванию и деградации естественных условий дельт.

Соответственно изменениям гидрологического режима рек произошли существенные изменения качества речного стока. Увеличение в нем доли высокоминерализованных сбросных вод привело к значительному росту минерализации и ухудшению санитарного состояния речных вод. Следствием экологических изменений, связанных с уменьшением притока воды к дельте явилось ухудшением качества вод питьевого водоснабжения – в связи с увеличением минерализации и снижением притока грунтовых вод.

Наряду с этим, в последние годы возникла проблема, связанная с трансграничностью рек Амударьи и Сырдарьи, при которой, как правило, ущемленными оказываются территории, расположенные в дельте этих рек. В этом отношении в особенно невыгодных условиях находятся территории Северного Каракалпакстана, Дашогузской области Туркменистана и Кызылординской области Казахстана. Нарушения выражаются в изменении графика попусков, загрязнении и недоподаче воды для среды обитания, нужд природы и народного хозяйства.

Все эти факторы в первую очередь негативно отражаются на проживающее в этих районах население. Общая численность населения в рассматриваемых областях в низовьях р. Амударьи (Хорезмская область Узбекистана, Дашогузский велоят (область) Туркменистана Республика Каракалпакстан, входящая в состав Узбекистана) и в низовьях р.Сырдарьи (Кызылординская область Казахстана) – 4 845.6 тыс. человек, из которых сельской местности проживает более 2 950.2 тыс. человек (более 60 % населения) и для которых основным источником дохода является сельхозпроизводство, основанное на орошении.

Отмеченные выше проблемы и их взаимосвязь с обеспечением гендерного равенства в сельскохозяйственном и водохозяйственном секторах были обсуждены с Джоном Ламерсом, координатором совместного немецко-узбекского исследовательского проекта «Экономическая и экологическая реструктуризация земле- и водопользования в Хорезмской области» (http://www.khorezm.uni-bonn.de) и с партнерами проекта в Узбекистане – Эшчановым Рузимбоем, ректором Ургенчского Университета и Назаром Ибрагимовым, координатором полевых исследований проекта.

Доктор Джон Ламерс поделился опытом проведения гендерных исследований в рамках реализации программ в Хорезмской области и сделал акцент на трех ключевых проблемах, которые они рассматривают:

  1. Связанные с водой заболевания и воздействие использования открытых колодцев и небольших скважин в питьевых целях на здоровье населения, особенно женщин и детей. Взаимосвязь качества воды, санитарно-гигиенических условий и здоровья населения.
  2. Роль женщин в сельскохозяйственной деятельности. При проведении сравнительного исследования в районах, расположенных вблизи города и отдаленных от города, рассматривался вопрос, как сделать женщин менее зависимыми от сельхозпроизводства и как найти альтернативные источники дохода для сельских женщин.
  3. Гендерные перспективы в деятельности Ассоциаций водопользователей (АВП). Работу по этому направлению планируется начать в октябре 2007 года.

Рузимбой Эшчанов отметил о необходимости рассмотрения гендерных проблем в общем экономическом контексте, что особенно важно для учета роли женщины при производстве сельхозпродукции. К примеру, в Ургенчском университете готовится спецкурс по устойчивости сельского хозяйства, в котором наряду с пилотным внедрением консультативных служб, базирующихся на поддержке молодых специалистов-выпускников университета, планируется рассматривать и гендерные вопросы. Господин Эшчанов также затронул гендерные вопросы в образовании. Он отметил, что среди студентов университета много девушек, по направлению экономика и сельское хозяйство процентное отношение юношей и девушек составляет примерно 50/50, на факультетах педагогики, иностранных языков процент девушек значительно выше - 80/20.

Назар Ибрагимов поделился интересным опытом, полученным в ходе реализации совместного проекта Германской агроакции и Республиканской ассоциации фермерских хозяйств. В 2002-2003 гг., когда сельское население испытывало жесточайшее воздействие засухи 200-2001 гг. и наблюдался общий спад сельхозпроизводства в результате уменьшения урожайности, был проведен опрос среди женщин о высаживании альтернативных культур на подсобных участках. В результате были выбраны и выращены такие культуры как картофель, зерновая кукуруза и подсолнечник, которые принесли им доход, достаточно высокий даже для многоводного года, что помогло их семьям безболезненно пережить последствия засухи.

В результате обмена мнениями о развитии гендерного движения в водохозяйственном секторе, была отмечена необходимость совместной работы на различных уровнях, в частности для практического внедрения результатов исследовательских проектов, подчеркивалась важность горизонтальной и вертикальной интеграции.

Следующая встреча состоялась с руководителем Ургенчского отделения фонда «Соглом авлод учун» Эржановой Саломат Раджаповной. Предметом беседы стали вопросы здоровья женщин и детей в условиях экологической деградации.

Как известно, зона Приаралья является зоной наиболее тяжелых социально-экономических условий в Центральной Азии. Снижение потребления продуктов питания на душу населения в низовьях за последнее десятилетие произошло вследствие ухудшения социально-экономического положения в целом по государствам Центрально-Азиатского региона и особенно в низовьях. К примеру, потребление основных продуктов питания в Каракалпакстане ниже, чем в целом по Узбекистану. Потребление населением низовьев продуктов питания (кроме овощей, бахчевых и хлебных изделий) не соответствует физиологическим нормам и значительная часть населения находится в состоянии белкового и витаминного голодания.

По данным исследования, проведенного для предварительного обоснования «Перехода к интегрированному управлению водными ресурсами в низовьях и дельтах рек Амударьи и Сырдарьи», показатели заболеваемости особенно по Каракалпакстану и Хорезмской области намного превышают нормы ВОЗ и среднереспубликанские показатели. Это вызвано ухудшением экологической ситуации в Приаралье, усиленной социально-экономическими трудностями региона. Ущерб от повышенной заболеваемости и ухудшения жизненных условий составил 2.1 млн. $/год в Южном Приаралье и 1.3 млн. $/год в Северном Приаралье.

Саломат Раджаповна рассказала о том, что делается для исправления ситуации в Узбекистане силами фонда «Соглом авлод учун». Международный неправительственный благотворительный фонд «Соглом авлод учун» создан Указом Президента Республики Узбекистан от 23 апреля 1993 г. в целях обеспечения здоровья будущего поколения, охраны материнства и младенчества, создания благоприятных условий для физического, интеллектуального и нравственного развития детей. Основными задачами Фонда являются: (1) содействие укреплению материально-технической базы родовспомогательных и детских учреждений, оснащению их современным оборудованием, обеспечению новыми эффективными лечебными средствами; (2) координация усилий общественных и государственных структур, направленных на улучшение генофонда будущего поколения населения Узбекистана с учетом мирового опыта; (3) содействие в организации разработки и реализации по всей территории республики и особенно в регионах с нарушенным экологическим равновесием комплекса научных, технических, производственных, агитационно-пропагандистских и иных программ, направленных на создание стабильной основы кардинального оздоровления и охраны материнства и младенчества.

Фонд «Соглом авлод учун» совместно с другими ведомствами осуществляет медико-социальный патронаж с целью определение санитарно-гигиенических условий проживания, психологического климата семьи, состояния здоровья ее членов, особенно женщин и детей; своевременное выявление женщин и детей, нуждающихся в медицинской, социальной и психологической помощи, социально-правовой защите; формирование в семье здорового образа жизни. Усилиями фонда проводится широкая санитарно-просветительская работа, в первую очередь среди женщин и детей.

Саломат Раджаповна отметила, что в области остро стоит проблема заболеваемости диффузным зобом, анемией и заболеваниями почек, особенно среди женщин фертильного возраста и детей. Поэтому в числе приоритетов работа с детьми по антиструминизации и микройодит для девочек. Она также отметила, что нужны исследования для выявления причин заболеваемости, которые могут быть прямым результатом ухудшения качества воды и истощением почв.

Для знакомства с опытом ведения сельхозпроизводства в фермерском хозяйстве, возглавляемом женщиной, была организована встреча с фермером Матьякубовой Солией в поселке «Богалан», Янгибазарского района. У Матьякубовой С. 79 га земли, на которой она выращивает пшеницу и хлопок, и 12 голов скота. В ее фермерском хозяйстве работает 33 человека, из них 17 женщин, которые в основном задействованы для ручной работы в поле. Работа мужчин связана с обслуживанием техники. У Матъякубовой С. 5 детей, все с высшим образованием и только один сын, гидротехник по образованию, помогает ей с ведением фермерского хозяйства. Что побудило ее, закончившую педагогический институт по специальности «биология», возглавить фермерское хозяйство? «Заинтересованность, - отвечает она. - Я выросла на земле и мне это нравится». Но она также не скрывает, какой это тяжелый труд и, что для организации и ведения фермерского хозяйства нужны знания и опыт, а для женщины еще и поддержка со стороны семьи и социальная инфраструктура на селе.

Полученная в ходе встреч информация легла в основу первого в рамках проекта «GWANET – Сеть по гендеру и воде в Центральной Азии» регионального семинара «Гендерные аспекты в управлении водными ресурсами в низовьях Амударьи и Сырдарьи». Семинар проводился 29 июня 2007 года в филиале Тренингового центра МКВК в г. Ургенче, Узбекистан. В работе семинара приняли участие представители водохозяйственных организаций и НПО из Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана.

В рамках проекта «GWANET – Сеть по гендеру и воде в Центральной Азии» намечено провести ознакомительные семинары для всех стран Центральной Азии по вопросам гендерного равенства в водохозяйственном секторе и по формированию сети GWANET. Семинар в Ургенче был призван обсудить гендерные проблемы низовьев и ознакомить с целями и задачи сети GWANET участников из Казахстана, Туркменистана и Узбекистана.

Семинар открыл начальник БВО «Амударья» Худайберганов Ю.Х.. Он представил краткую информацию о деятельности БВО Амударья и в целом об управлении водными ресурсами на реке Амударья, а также пожелал успешной работы участникам встречи.

Затем Зиганшина Д.Р. ознакомила участников с целями и задачами семинара и проекта GWANET и изложила основы гендерных перспектив в управлении водными ресурсами. Стулина Г.В. доложила об опыте гендерного анализа, проведенных в рамках реализуемых НИЦ МКВК и ГВП ЦАК проектов. Мухамеджанов Ш.Ш. представил вниманию участников информацию о проблемах гендерного равенства в свете внедрения интегрированного управления водными ресурсами на примере Ферганской долины.

Программа семинара была сформирована таким образом, чтобы получить максимальный отклик от участников встречи, поэтому большая часть времени отводилась на обсуждения. Перед аудиторией было поставлено три основных вопроса:

  1. Какие проблемы и акценты Вы считаете наиболее важными?
  2. Что нужно делать для их искоренения и/или надлежащего рассмотрения?
  3. Какие организации должны быть задействованы в этот процесс (потенциальные члены сети GWANET)?

В результате были обозначены следующие акценты и выявлены следующие гендерные проблемы в использовании и управлении водными ресурсами:

  1. проблемы здоровья населения, особенно женщин и детей из-за сильной деградации окружающей среды, особенно в низовьях рек
  2. необходимость большего акцента на гендерные аспекты в использовании водных ресурсов
  3. недостаток осведомленности в различных областях и уровнях принятия решения
  4. необходимость мощной государственной поддержки для учета гендерных факторов
  5. общая проблема, распространяющаяся и на гендерные вопросы – бюрократизм
  6. уменьшение количества женщин в водохозяйственных организациях
  7. при рассмотрении и обсуждении гендерных вопросов использовать подходы, не вызывающие противостояния мужчин и женщин, а обозначающие проблемы и побуждающие совместно их решать
  8. незнание своих прав и обязанностей, предоставленных государством, и неумение их защищать
  9. низкий уровень образования женщин, скрытая дискриминация в получении образования женщинами
  10. деградация почв и истощение водных ресурсов оказывает негативное влияние на население, особенно на женщин и детей
  11. отсутствие знаний, навыков и практики по экологически устойчивому природо- и землепользованию
  12. недостаток знаний и мотивации для применения ресурсосберегающих технологий, особенно применительно к воде
  13. недостаток научных исследований, рассматривающих гендерные аспекты в водохозяйственном, сельскохозяйственном и экологическом секторах
  14. наличие гендерных проблем профессиональной сегрегации в сфере образования и на рынке труда.
  15. проблема обеспечения чистой питьевой водой (отсутствие воды, плохое качество воды)
  16. нерациональное использование питьевой воды (питьевая вода используется для полива приусадебных участков, а не только для питьевых и санитарно-гигиенических целей)
  17. проблемы с оплатой населением услуг за подачу питьевой воды
  18. пассивность населения в отстаивании своих прав, в том числе на питьевую воду; незнание реализуемых в странах программ по обеспечению сельского населения питьевой водой
  19. общий недостаток рабочих мест, вследствие экономической ситуации в странах, что отражается и на женщинах и на мужчинах, порождает миграцию мужского населения и налагает дополнительную нагрузку на женщин
  20. слабо развитая инфраструктура села, а также материально-техническая база, что способствует преобладанию физического труда в сельскохозяйственной и водной сферах

На основе дискуссий были выработаны следующие пути решения проблем:

  1. привлечение средств массовой информации к освещению гендерных проблем в водохозяйственном секторе
  2. реализация государственных программ по обеспечению населения питьевой водой и информирование населения и ходе ее выполнения.
  3. проведение научных исследований по выявлению гендерных проблем в водохозяйственном, сельскохозяйственном и экологическом секторах
  4. организация мероприятий по повышению осведомленности о гендерных проблемах на различных уровнях и областях
  5. активное привлечение к работе всех ключевых заинтересованных организаций (не только водников)
  6. обучение в образовательных учреждениях, начиная со школ, о ценности воды
  7. повышение правосознания населения, в том числе в вопросах доступа к воде и другим ресурсам
  8. создание условий для повышения образования и профессиональных навыков женщин, в том числе в сфере управления водными ресурсами на всех уровнях
  9. проведение широкомасштабных кампаний по пропаганде и внедрению водосберегающих технологий, как в отношении оросительной, так и питьевой воды
  10. повышение уровня грамотности населения в области водосбережения, гигиены и санитарии
  11. организация обмена опытом по внедрению гендерных перспектив в управление водными ресурсами между странами Центральной Азии и другими регионами мира
  12. проведение тренингов по повышению гендерной осведомленности среди работников водного и сельского хозяйства от макро до местного уровня, а также среди фермеров (чаще и дольше)
  13. организация постоянной работы с фермерами и сельскими жителями для выявления проблем
  14. разработка гендерно-чувствительного законодательства с соответствующим финансированием необходимых мероприятий
  15. для оказания помощи сельскому населению, особенно женщинам, в поиске альтернативных источников доходов (менее зависимых от сельхозпроизводства) возрождать национальные ремесла, развивать сельских туризм (взаимодействие города и села)

Среди организаций, которые должны быть задействованы в этот процесс (потенциальные члены сети GWANET) были названы:

  1. комитеты женщин (или комиссии по обеспечению гендерного равенства)
  2. государственные органы по соответствующей компетенции (минсельводхоз, госкомприроды и т.д.)
  3. местные органы власти
  4. экологические организации
  5. средства массовой информации
  6. неправительственные организации, работающие по водным, сельскохозяйственным и экологическим вопросам
  7. научные организации
  8. международные финансовые институты, иностранные инвесторы

Все обозначенные участниками встречи проблемы будут учитываться при реализации проекта и заложат основу для подготовки рекомендации лицам, принимающим решения, по внедрению гендерных подходов в водохозяйственную политику государств.

Участникам встречи, желающим присоединиться к сети «GWANET – Сеть по гендеру и воде в Центральной Азии», были розданы регистрационные формы. В результате все участники семинара изъявили желание стать членами сети. Таким образом, семинар в Ургенче определил первую двадцатку членов сети GWANET.

Участники поблагодарили Азиатский банк развития и организаторов семинара за проведение важной работы и выразили надежду, что дальнейшие совместные действия по развитию гендерного направления в водохозяйственном секторе будут способствовать экономическому, социальному и экологическому благополучию стран.

На этом семинар завершил свою работу, и для участников была организована поездка в Хиву, город-музей с более чем 2500-летней историей. Позднее состоялось совещание менеджеров проекта GWANET с национальными координаторами от Кыргызской Республики (Сахваевой Екатериной Павловной, главным специалистом Департамента водного хозяйства КР) и от Республики Казахстан (Омарбековой Алией, ведущий специалист Комитета водных ресурсов РК). Были определены задачи национальных координаторов и организация деятельность проекта на национальном уровне.

info@icwc-aral.uz