Главная | Что такое гендер | Новости | Публикации | База знаний | Встречи | Ссылки | English

НОВОСТИ

10.03.2018 г.

Профессор Иброхим Усмонов: «Женщины играют важную роль во всех сферах современного Таджикистана»

«То, что во все времена женщина играла и играет очень важную роль во всех сферах жизнедеятельности любого государства, безусловно, является неоспоримым фактом. Поэтому, пользуясь случаем, я хотел бы поздравить представительниц прекрасного пола с Днём матери. Дорогие дамы! Искренне желаю Вам тепла, весеннего настроения, красоты, счастья, крепкого здоровья и благополучия», - говорит профессор Иброхим Усмонов, руководитель Общественного фонда «Диалог цивилизаций» в своём комментарии для Dialog.TJ.

Исторически смысл празднования 8 марта, впервые объявленного праздником Советским союзом, заключался, прежде всего, в завершении процесса достижения равноправия женщин и мужчин. Этот процесс начался в Советском союзе после Октябрьской революции 1917 года.

Например, в Соединённых Штатах Америки этот процесс завершился только к 1950-м годам. Тогда на Западе и в Европе женщины начали получать заработную плату наравне с мужчинами. До этого, выполняя одинаковый объём работы, женская половина сотрудников в разных сферах производства получала заработную плату сравнительно ниже за свой труд, чем мужчины. Это стало трудовым равноправием.

Затем было достигнуто равноправие в социальной, семейной и политической сферах. Стоит отметить, что этот процесс продолжается и по сей день. Вопросы гендерной политики и в наши дни считаются достаточно актуальными в деятельности гуманитарных международных организаций, аккредитованных и в Таджикистане в том числе.

Таджички, как и другие женщины мусульманского Востока, сто лет назад не имели столь значительного положения в обществе. Ещё до завоевания арабами Средней Азии в 722 году таджики имели много цариц, которым принадлежали огромные территории таджикского народа. Например, последним эмиром Бухары до нашествия арабов была женщина.

Затем, уже после завоевания Согдианы арабами, женщины отошли от передовой социально-политической жизни. При этом в высших светских кругах, при дворах, женщины всё ещё играли важную роль. Несколько европейских исследователей, посетивших Среднюю Азию в средневековье, в частности, дворец Амира Тимура, полководца, основателя империи Тимуридов, столицей которых был Самарканд. Тогда они заметили, что царицы-жёны Тимура имеют сильное влияние на дворцовую систему. Бывало, что порой они могли себе позволить выпить и даже самостоятельно налить гостям вина.

Говоря о роли женщин во дворцах эмиров очень показателен один пример. Однажды по поручению жены Амира Тимура, Фотимы, лучшие строители и архитекторы того времени начали воздвигать в Самарканде мечеть в качестве дара своему повелителю к его возвращению из похода. Когда строительство мечети уже близилось к концу, Амир Тимур, вернувшись из похода и не зная о том, кто был инициатором строительства, в гневе приказал немедленно снести здание. В процессе разрушения он узнал, что мечеть строится по приказу его супруги. Тогда он принял решение прекратить разрушение мечети, и она так и осталась в полуразрушенном состоянии. В то время, в конце 14 века, Самарканд уже был столицей огромной империи Амира Тимура.

Это свидетельствует о том, что женщины в определённой степени во все времена имели влияние на своих супругов, хотя в обыденной жизни они, помимо своего материнства, не имели иных социальных забот.

В современном таджикском обществе главным статусом женщины является материнство. Одной из главных особенностей материалов отечественной прессы, посвященных женщинам, является то, что о таджикских женщинах говорится как о матерях, основной задачей которых считается воспитание детей. Хотя в то же время свободная социально-экономическая или политическая деятельность таджикским женщинам не запрещается. Наоборот Правительство Республики Таджикистан сегодня уделяет особое внимание привлечению женщин и молодых девушек-специалистов к общественно-политической, хозяйственно-производственной и культурно-научной сферам жизнедеятельности страны.

Хотелось бы особо отметить, что в годы советской власти, да и после обретения Таджикистаном независимости, женщины активно участвовали и участвуют в социально-политической жизни республики. Я в годы политического противостояния и гражданской войны в Таджикистане неоднократно замечал, как в разные периоды достаточно много таджикских женщин играли существенную роль в борьбе против террора и религиозной идеологии.

Среди таких женщин следует выделить Гулджахон Бобосадыкову, Гулафзо Савриддинову, Адолат Рахмонову, Кимат Рустамову и многих других. Именно их голоса тогда звучали в поддержку государственной стабильности и социальной справедливости.

Тогда, впрочем, как и сейчас, многие представительницы прекрасного пола работали на высоких государственных должностях Республики Таджикистан. Долгие годы министрами образования, труда, здравоохранения и социальной защиты населения Республики Таджикистан являлись и являются женщины.

Наряду с ними многие таджикские женщины руководили районами и городами в Таджикистане. Помнится, как в сложное время политического противостояния Адолат Узакова успешно проработала на должности председателя города Турсунзаде в 1995-1996 годах. Таких женщин было и есть очень много в таджикском обществе, что является предметом нашей гордости.

Всё это говорит о том, что женщины продолжают играть важную роль во всех сферах современного Таджикистана».

Источник: Dialog.TJ

В Душанбе открылся уникальный Музей выдающихся женщин Таджикистана

В Душанбе 7 марта 2018 года распахнул свои двери новый уникальный музей под названием "Выдающиеся женщины Таджикистана", который рассказывает историю становления женщины в таджикском обществе, начиная с 1910 года. Корреспонденты Dialog.TJ побывали на его открытии.

Открывшийся музей является действительно уникальным, ведь в нём представлены материалы, фотографии, документы, личные вещи знатных, героических женщин Таджикистана. Он рассказывает о представительницах всех сфер жизнедеятельности, которые боролись за своё освобождение, работали не покладая рук, учились и постигали азы различных, а подчас и самых сложных не женских профессий, для того, чтобы внести достойный вклад в развитие своей страны и построение достойного безоблачного будущего.

Инициатором создания этого интереснейшего музея является Мукаддара Нарзуллоевна Рустамова (1926-2002гг) - выдающийся в прошлом государственный и общественно-политический деятель Республики Таджикистан, в народе больше известная как Тамара Нарзуллоевна. Она посвятила последние годы своей жизни сбору материалов для музея, выкупая многие экспонаты на свои пенсионные деньги. В первое время Тамара Нарзуллоевна выставляла все экспонаты дома. Она мечтала когда-нибудь передать домашний музей в дар своему народу.

Элеонора Касымова - талантливый журналист и поэтесса, писательница, дочь знаменитой Мукаддары Рустамовой осуществила мечту своей матери и основала этот музей в Душанбе. Меценатом выступила компания "Фароз", взявшая на себя материальные расходы.

"Я продолжила дело своей мамы Мукаддары Рустамовой. Она в 1986 году начала собирать историческую документацию о наших великих таджичках, которые продвигали к светлому будущему нашу жизнь, ко всему тому, что сейчас мы имеем. Музей выдающихся женщин Таджикистана рассказывает о неповторимых героинях Таджикистана 20-го века, начиная с 1910 года.

Долгие годы этот музей был расположен в частной 4-х комнатной квартире Мукаддары Рустамовой. Она буквально жила среди экспонатов, лелеяла и любила свой музей как маленького ребенка.

В 2002 году она ушла из жизни. И долгих 15 лет этот музей простаивал в её квартире. Я и мой брат Руслан проводили там разного рода мероприятия, что-то дополняли, в буквальном смысле ухаживали за экспонатами, чтобы ничего не испортилось.

На самом деле вопрос о передаче этого уникального музея в дар таджикскому народу немного затянулся, однако мы не оставляли надежды всё же исполнить мечту нашей покойной мамы.

И вот, наконец, этот день настал. Мы получили поддержку в виде великолепного здания, куда смогут приходить все желающие и знакомиться с историей таджикской женщины" – рассказывает в беседе с Dialog.TJ Элеонора Касымова.

Во время сбора экспонатов в тогдашнем Ленинабаде (Худжанд), Курган-тюбе (Бохтар), Кулябе, на Памире и в областях Мукаддара Рустамова возила с собой передвижную выставку, чтобы демонстрировать уже имеющиеся экспонаты. Через некоторое время она начала собирать экспонаты и в других городах, таких как Ташкент, Самарканд, Бишкек. На этом география сбора экспонатов не заканчивается, и Мукаддара Рустамова продолжила сбор информации и в других странах СНГ. Музей примечателен тем, что экспонаты собраны не вслепую. Каждая вещь имеет своего хозяина. В музее представлена историческая часть, раздел науки, образования, искусства. Здесь же имеется раздел, посвященный Великой Отечественной Войне, где представлены экспонаты – личные вещи женщин, ушедших добровольцами на фронт.

Много экспонатов, посвященных учителям, например Мараматниссо Мамадамирова - одна из первых учительниц Памира, Людмила Владимировна Успенская – первый профессор-лингвист, Угулой Шамсутдинова - одна из первых учителей, первая женщина народный комиссар (министр) здравоохранения Таджикистана из числа женщин Средней Азии и многие другие.

Здесь собраны документы и фотографии начала прошлого века, когда в республике устанавливалась советская власть, с помощью которой таджики получили раскрепощение. Активистки женского движения 20-х годов, такие как Зайнаб-биби, Гавхар Шарипова, Розия Абдушукурова, которые сняв паранджу, вели работу по образованию женщин.

Одна из первых посетительниц, которая была на открытии музея, Фируза Хайдарова рассказала Dialog.tj о своих впечатлениях:

"Этот музей меня очень впечатлил. Действительно были и есть женщины, которые внесли огромный вклад в становление нашей республики, за что мы должны быть им благодарны. Молодым девушкам обязательно надо посетить этот музей и посмотреть, как жили женщины раньше, как трудились, как они всю свою жизнь посвящали своему патриотизму и чувству долга перед Родиной. Все мы должны равняться на них, знать свою историю, гордиться ими и почитать их биографии".

Элеонора Касымова выразила особую благодарность Основоположнику мира и национального единства, Лидеру Нации, Президенту Республики Таджикистан Эмомали Рахмону за «оказанную поддержку в этом грандиозном начинании, основа которому была положена ещё нашей мамой Мукаддарой Рустамовой, и за то, что мы все живём сегодня под мирным небом и можем делать вот такие большие дела".

Также было отмечено, что открытие Музея выдающихся женщин Таджикистана поможет развить чувство патриотизма среди молодёжи, привить уважение к людям других национальностей. Благодаря этому музею таджикский народ сможет сохранить для будущих поколений имена тех, кто посвятил свою жизнь народу, развитию науки, культуры, искусства в стране. Малика ШОНИЕВА

Источник: Dialog.TJ

От «великой» матери Чингисхана до «женского султаната»: топ-15 женщин тюркского мира

История тюркских народов не так богата именами женщин, которые эту историю делали. Это тем более удивительно, если вспомнить, что женщины-«тюрчанки», как правило, вовсе не находились в однозначно подчиненном, «забитом» положении и даже нередко воевали рядом с мужчинами. А у некоторых народов был такой обычай: чтобы жениться на девушке, джигит должен был одолеть ее в борьбе. Тем не менее, что в языческий период, что после принятия ислама (большинство тюрок исповедуют эту религию), тюркские женщины в основном оставались в тени мужчин. «Реальное время» отказывается мириться с этой несправедливостью и предлагает вниманию читателей свой список исторических, но не всем известных (за некоторыми исключениями), а то и вовсе незаслуженно забытых женщин тюркского мира.

1. Афак (Аппак), жена поэта Низами (дата рождения неизвестна, дата смерти: 1178 или 1179)

Жена классика средневековой восточной поэзии Низами Гянджеви была кипчакской рабыней, которую ему в 1170 году подарил правитель Дербента Сейфаддин Музаффар. Низами освободил Афак и женился на ней. Аппак в переводе с кипчакского означает «белая-пребелая», что говорит, по всей видимости, о цвете кожи или волос наложницы. Сам поэт называл ее «величавой обликом, прекрасной, разумной».

Афак была его первой и любимой женой. В 1174 году у них родился сын Мухаммед. Однако через 5 лет Низами ждал первый удар судьбы: когда он заканчивал поэму «Хосров и Ширин», Афак умерла. Об этом строки поэмы:

По-тюркски тронулась в кочевья, словно нож
В меня вонзив, свершив не тюркский ли грабеж?
Но коль тюрчанки нет и тщетны все погони,
Над тюркорожденным, Господь, простри ладони.

Под «тюркорожденным» следует понимать сына Мухаммеда.

Точно так же скоропостижно скончались две другие спутницы жизни Низами — каждый раз, когда поэт завершал новую большую поэму, у него умирала жена. По этому поводу он скажет однажды: «Боже, почему за каждую поэму я должен пожертвовать женой?».


Хосров видит купающуюся Ширин. Миниатюра XVI века из Шираза (wikimedia.org)

2. Оэлун, мать Чингисхана (дата рождения неизвестна, дата смерти: 1208)

Мать Чингисхана, конечно же, была не тюрчанкой, а монголкой (из племени олхонут), и входит она в этот «топ» в силу родства монголов с тюрками по алтайской языковой семье и общего влияния, оказанного ее сыном на туранский мир.

Оэлун («великая»), старшая жена Есугей-баатура, была в юности похищена им у соперника, с которым она уже была помолвлена. Она успела родить Есугею четырех сыновей и дочь; через год после рождения последней хан скончался. К слову, скорее всего, он был отравлен представителями еще одного монгольского племени «татары».

Таким образом, Оэлун осталась одна с пятью малолетними детьми на руках. Вдобавок глава клана тайчиутов отобрал у нее принадлежавший мужу скот и фактически обрек семью на годы голодного существования и скитаний. Тем не менее женщина вырастила и поставила детей на ноги, да еще как — ее старший сын Темуджин-Чингисхан, которому она с детства предрекала героическую судьбу, основал самую большую в истории континентальную империю.

Став вождем монголов, Чингисхан вторично выдал свою мать замуж и выделил ей 3 тысячи бойцов. В монгольских хрониках ее называют «женой чести, совета, разума и холодной решимости».


Памятник Оэлун в Монголии. Фото asiarussia.ru

3. Алтынчеч, Каракюз, Гайшабике — легендарные персонажи

Женщины исторических легенд татар. Алтынчеч — дочь булгарского хана, которая, как и Гайшабике, встала в боевой строй рядом с мужчинами для отражения вражеской агрессии. Часто в этих преданиях в качестве нехорошего завоевателя фигурирует Тамерлан, но это, скорее всего, результат более позднего наслоения — на самом деле легенды инспирированы нашествием монголов в XIII веке.

По одной из легенд, Алтынчеч преследуют враги, и, чтобы спасти жизнь и сокровища ханской казны, она замуровывает себя в пещере где-то в Уральских горах и охраняет вход в нее до сих пор. По другой легенде, после разгрома Тамерланом Булгара сорок девушек во главе с Алтынчеч берут под защиту Биляр, где героически погибают. Место их захоронения называется «Кызлар зираты» («Девичье кладбище»).

В 1941 году легенду об Алтынчеч языком оперы изложили Назиб Жиганов и Муса Джалиль.

Если же говорить о реальных булгарских принцессах, то из них, наверное, можно назвать Алтын Бертек. Ее имя можно обнаружить на мусульманской эпитафии с датой «696-м, 8-й день месяца зульхиджа» (соответствует 27 сентября 1297 года), найденной на территории Архиерейской дачи. На сегодня это древнейший письменный документ, относящийся к истории Казани.

4. Тайтуглы-хатун (Тайдула), жена золотоордынского хана Узбека (дата рождения неизвестна, дата смерти: 1361)

Ибн Баттута, арабский купец и путешественник, объехал все страны исламского мира. Побывал он и в столице Золотой Орды Сарай-Берке (в 1334 году при хане Узбеке) и в Булгаре (последнее нередко оспаривается). Путешественник временами поражался обычаям народов, недавно принявших ислам. Так, например, он был шокирован тем, как на равных разговаривают тюркские женщины со своими мужьями и как они не избегают мужчин.

Удивило его и то, как уважительно обращался со своими супругами хан Узбек, особенно с любимой женой Тайтуглы-хатун (Тайдула). Лица они, как и все тюркские женщины, не закрывали.

Любимая жена Узбека получила этот статус, по свидетельству Ибн-Баттуты, благодаря загадочной особенности: «Каждую ночь султан находит ее как бы девственницей». После смерти мужа Тайдула приняла деятельное участие в междоусобной войне двух своих сыновей, Тинибека и Джанибека — на стороне последнего. Попутно с ее помощью был ликвидирован еще один претендент на золотоордынский престол — Хызрбек, сын Узбека от другой жены. После смерти Джанибека Тайдула участвует в управлении государством при хане Бердибеке, ее внуке, а после убийства внука мятежниками — в новой изнурительной борьбе за трон. В ходе этой борьбы она и была убита вместе со своим новым мужем Наурузом.

Отметим, что Тайдула — ключевой персонаж фильма Андрея Прошкина «Орда» (2012). Царицу в нем играет известная актриса Роза Хайруллина, получившая за эту роль премию «Ника».


Роза Хайруллина на съемках фильма «Орда»

5. Ульджай Туркан ага, жена Тамерлана (дата рождения неизвестна, дата смерти: 1367)

Любимая жена Тамерлана-Тимура (одна из 18) была, что логично, и матерью его первого и любимого сына Джахангира. Благодаря браку с Ульджай, Тимур смог создать союз с ее братом — эмиром Хусейном. Но известна она не только этим. Ульджай была самоотверженной женщиной — в трудное для мужа время она отдала ему свои драгоценности, подвергалась вместе с ним нападениям, побывала с ним в плену. Видимо, поэтому Ульджай пользовалась большим доверием Тимура, везде его сопровождала и была в курсе дел.

Ульджай умерла, когда Тамерлану был всего 31 год. Сколько было самой Ульджай, неизвестно, дата ее рождения не сохранилась. Через 9 лет, в 20-летнем возрасте, умер и Джахангир. Говорят, что «Хромец» сильно переживал смерть обоих.

6. Джанике-ханым, дочь Тохтамыша (1380—1437)

У хана Золотой Орды Тохтамыша было 13 сыновей и неучтенное количество дочерей, но относительно известна судьба только двоих из его детей — Джанибека, который 2 года был ханом в Крыму, и Джанике-ханым, ставшей героиней легенд, в которых она неизменно умирает в юном возрасте.

На самом же деле в юности у нее все только начиналось — она была выдана замуж за Едигея, знаменитого эмира Ногайской орды и предка Сююмбике. Почти сразу после свадьбы Едигей совершил предательство и перешел на службу к Тимуру — главному противнику Тохтамыша и будущему победителю Золотой Орды.

Джанике-ханым, знавшая систему власти отца изнутри, выполняла роль советника Едигея.

В 1420 году ее муж, по данным ал-Айни, сразился с крымским войском ее сводного брата, хана Золой Орды Кадыр-Берди. Оба они погибли в битве. После смерти мужа Джанике едет в крымский город Чуфут-Кале, поскольку по материнской линии она была связана с крымскими татарами. Вероятно, она и управляла кыркорским бейликом (крымско-татарское название Чуфут-Кале) до самой своей смерти в 1437 году. Историческая заслуга Джанике в том, что она поддержала претензии на власть своего дальнего родственника Хаджи-Гирея и фактически способствовала созданию самостоятельного Крымского ханства, управляемого династией Гиреев.


Мавзолей Джанике-ханым в Чуфут-Кале. Фото ekskursii-krym.ru

7. Айше Хафса-султан, мать Сулеймана Великолепного (1479—1534)

Одна из самых уважаемых турецким народом женщин, жена султана Селима I и мать султана Сулеймана I, была, по одной из версий, дочерью крымского хана Менгли-Гирея.

С 1520 по 1534 гг. Айше Хафса-султан была самой влиятельной фигурой в гареме. Она первой из османских женщин получила титул «Валиде-султан» — официальный титул матери правящего султана. Правда, существует также версия, что матерью Сулеймана Великолепного была не она, а наложница европейского происхождения, тоже по имени Айше. Айше Хафса же осталась в народной памяти как добрая «валиде»; по ее указанию строились школы, больницы, мечети, а нуждающимся выделялись деньги.

8. Гаухаршад (Ковгоршад) (1481 — не ранее 1546)

Своего рода предтеча Сююмбике: также правила Казанским ханством в качестве регентши и, более того, фактически привела ногайскую княжну еще ребенком в Казань — именно Гаухаршад настояла на том, чтобы малолетний хан Джан-Али женился на Сююмбике.

Гаухаршад возглавила правительство Казани в результате сложного процесса согласования интересов «восточной» и «московской» партий, действовавших в Казанском ханстве. После смерти ее брата, хана Мухаммед-Эмина, в 1519 году, местная династическая линия прервалась, и во главе Казанского ханства встала крымская династия. Этим был недоволен московский князь Василий III, который организовал несколько неудачных походов на Казань. В итоге московская партия сплотилась вокруг Гаухаршад как единственной продолжательницы линии Улу-Мухаммеда. В 1531 году представитель крымской династии Сафа-Гирей был свергнут и бежал. Москва хотела видеть в роли хана касимовского правителя Шах-Али, уже успевшего порулить Казанским ханством в 1519—1521 гг., но казанцы были категорически против и предложили компромисс — регентство (поначалу оно было промосковским) Гаухаршад при младшем брате Шах-Али, касимовском царевиче Джан-Али. Оно продолжалось больше 10 лет, в этот период была осуществлена попытка казанцев перейти к самостоятельной политике, что выразилось в дворцовом перевороте и убийстве Джан-Али. На престол вновь был приглашен Сафа-Гирей. В дальнейшем нестабильное состояние ханства только усиливалось.

Как и в случае с Сююмбике, имя Гаухаршад овеяно легендой. По преданиям, регентша после многих лет геополитического лавирования поклялась всегда мстить русским и утопилась в озере Кабан, где с тех пор утягивает на дно купающихся.

9. Сююмбике (1516 — предположительно 1557)

Самая, наверное, любимая женщина татарского народа. Именно эта фигура, точнее ее непростая судьба, символизирует последние, трагические годы существования ослабленного Казанского ханства, ставшего ареной столкновения более крупных игроков.

Дочь ногайского бия Юсуфа и потомок основателя династии Ногайской орды Едигея, она в 12-летнем возрасте была обручена с ровесником Джан-Али (см. выше). В 17-летнем возрасте Джан-Али стал ханом. Жену он не любил, детей у них не было, и Сююмбике просила отца забрать ее домой. Однако через 2 года Джан-Али в результате дворцового переворота был убит, и его супругу «унаследовал» старый новый хан Сафа-Гирей, уже имевший несколько жен. От него Сююмбике родила сына Утямыш-Гирея, и после смерти Сафа-Гирея в 1549—1551 гг. правила ханством в качестве регента (сын еще не достиг совершеннолетия), став в истории одной из первых мусульманок — главой государства. В 1549 году ей было 33 года.

В 1551 году мурзы выдали ее Ивану IV: казанская политическая элита стремилась как можно быстрее избавиться от нее и ее сына, так как они ассоциировались с Крымом — основным противником Москвы на внешнеполитической сцене в это время. Московские власти расценивали ее как плененного врага по той же причине (см. публикацию в «Реальном времени» «Сююмбике в Москве и Касимове: исторические факты и легенды о казанской царице»).

В мае 1552 года Сююмбике была выдана замуж за Шах-Али — вопреки ее желанию вернуться к отцу, а точнее именно для того, чтобы не дать ей этого сделать и «держать в поле зрения».

«Дата смерти Сююн-бике — один из наиболее сложных и, по-видимому, окончательно неразрешимых вопросов. Вероятно, она умерла не ранее 1554 года». Где покоится прах татарской царицы, также неизвестно.

10. «Женский султанат» (1550—1656)

Достаточно противоречивый период истории Османской империи, с которым некоторые историки связывают начало упадка этого государства. Вопреки «наименованию», женщины в эти сто с небольшим лет султанами не были (это было запрещено), но оказывали большое влияние на государственные дела.

Первый шаг к женскому султанату сделал Сулейман Великолепный (Кануни), вступивший, в отличие от предшественников, в законный брак с Хюррем Султан, известной в Европе как Роксолана. Сулейман много времени проводил в походах и сведения о делах в столице предпочитал получать от Хюррем, которая, кроме прочего, еще и принимала иностранных послов и вела официальную переписку. После нее «султаншами» были Нурбану, Сафие, Михримах, а апогея это явление достигло при Кёсем Султан, которая была валиде сразу при двух султанах — Мураде IV и Ибрагиме I. Завершает эту цепочку Турхан Султан.

Одним из недостатков эпохи женского султаната считаются процветавшее тогда кумовство и определенная хаотичность управления.


La Sultana Rossa (Роксолана). Тициан, 1550-е годы

11. Фатима-Султан бикем, последняя касимовская ханша (дата рождения неизвестна, дата смерти: ок. 1681)

Жена касимовского хана Арслана, мать его сына, царевича Сеид-Бурхана (в крещении Василий Арсланович), и последняя касимовская ханша, судьба которой схожа с судьбой Сююмбике. Родилась Фатима в семье Ак-Мухаммеда Шакулова, представителя одного из известных татарских родов. Шакуловы и несколько других родов были «хранителями традиций» ханства, и в родстве с ними были заинтересованы чингизиды, дабы не выглядеть совсем уж «варягами». Поэтому внук сибирского хана Кучума хан Арслан, получивший в 1614 году от Москвы жалованную грамоту с правом именоваться касимовским ханом, и женился на Фатиме Шакуловой.

Однако чем дальше, тем страннее выглядело татарское удельное княжество в самом сердце России, поэтому реальная власть уходила из рук касимовского хана. «Рулил» на территории касимовский воевода, назначаемый Москвой. Когда в 1626 году хан Арслан скончался, регентами при его двухлетнем сыне стали его мать Фатима-Султан и дед Ак-Мухаммед Шакулов. При этом по московским «документам» Сеид-Бурхан проходил уже не как «царь касимовский», а как царевич. Кроме того, начиная с правления Сеид-Бурхана, Романовы стали настаивать на крещении правителя Касимовского ханства и его элиты (прежде христианизация была относительно добровольной).

Фатима-Султан препятствовала крещению малолетнего сына, однако в «сознательном» возрасте Сеид-Бурхан все же крестился, что подорвало саму основу государства, пусть и номинального, доселе его правителем мог быть только мусульманин. Де-факто это означало конец истории ханства.

12. Кисябика (Кисянбика) Байрясова (1679—1739)

«Башкирская Жанна д'Арк» известна тем, что в 60-летнем (!) возрасте была сожжена заживо в назидание другим крещеным «басурманам» (мусульманам), вернувшимся в лоно своей религии.

Родилась Байрясова в 1679 году на территории современного Башкортостана. В начале XVIII века Россия начала активно осваивать Урал — открывала месторождения и строила города и заводы (тогда был основан, в частности, Екатеринбург). Местное население противилось этому, опасаясь потери вотчинных прав на земли, которые были получены по условиям присоединения к России и насильственной христианизации. Бунты подавляла т. н. «горная власть» во главе с автором «Истории Российской» Василием Татищевым. Повстанцев убивали, а жителей бунтующих деревень продавали в крепостные и крестили. Этой участи не избежала и Байрясова.

Женщина трижды сбегала из Екатеринбурга. Дважды она получала наказание плетьми, а на третий раз ей был вынесен приговор: «Пойманную башкирку, которая была крещена и дано ей имя Катерина, за три в Башкирию побега и что она, оставя Закон Христианский, обасурманилась <…>, казнить смертию — сжечь, дабы впредь, на то смотря, другие казнились».

13. Фатиха Аитова, просветитель, общественный деятель (1866—1942)

Революционерки среди тюркских женщин больше были известны как просветительницы и, как мы бы сейчас сказали, общественные активистки. Одна из них, дочь купца Яушева, меценатка Фатиха Аитова (1866—1942), известна как создательница первой женской татарской гимназии. Ее муж — миллионер Сулейман Аитов, в 1890—1917 гг. гласный городской Думы, член правления Купеческого банка — также был не чужд благотворительности.


Фатиха Аитова со своей семьей. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Аитовы основали две мечети в Казани, при этом Фатиха Аитова выступала за светское образование татар. В 1897 году она на свои деньги открыла в Казани начальную школу для девочек из бедных семей. Гимназия, для которой муж Аитовой построил кирпичное здание, была открыта перед самой революцией, в 1916 году.

14. Мухлиса Буби, просветитель, общественный деятель (1869—1937)

На 3 года младше Аитовой была Мухлиса Буби (настоящее имя Мухлиса Нигматуллина) — общественный и религиозный деятель, просветительница и первая женщина в России — шариатский судья.

Буби родилась в деревне Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии (сейчас территория Агрызского района Татарстана) в религиозной семье. Ее отец основал медресе в деревне, а позднее два брата Мухлисы преобразовали его в новометодную школу. В начале XX века Мухлиса вместе с родственниками открывает в Иж-Буби 6-летнюю женскую школу, а в 1908-м — медресе «Иж-Бобья» для женщин-мусульманок, которое через 4 года закрывают губернские власти. Мухлиса Буби перееезжает в Троицк Оренбургской губернии, где в 1914 году открывает женскую учительскую семинарию «Даруль-мугаллимат».

Но настоящая известность к Мухлисе пришла в революционный период. На I Всероссийском мусульманском съезде в Москве в сентябре 1917-го случилось неслыханное — она была избрана кади (шариатским судьей) Центрального духовного управления мусульман. Далеко не все мусульманские деятели это приняли — абсолютное большинство их составляли, понятно, мужчины. Тем не менее Мухлиса спокойно работала в этом качестве в Уфе, попутно публикуя в печати статьи о необходимости, как мы сейчас сказали бы, гендерного равноправия (но без нарушения догматов ислама).

В ноябре 1937 года она была арестована по обвинению в участии в «контрреволюционной повстанческой националистической организации Башкирии» и через месяц расстреляна.

15. Нагима Абдувалиева, мать Чингиза Айтматова (1904—1971)

Мать писателя Чингиза Айтматова родилась в 1904 году в Караколе (Пржевальск) на Иссык-Куле, но ее предки родом из Татарстана. Родиной отца Нагимы была деревня Мачкара Кукморского района. Мать Нагимы Газиза тоже была татаркой, из знатной сибирской семьи. Абдувалиевы были купеческой семьей, сама Нагима вспоминала, что в семье всегда отмечали мусульманские праздники, все дети учились в медресе.


Семья Айтматовых. Фото limon.kg

Тем не менее после революции Нагима вступила в комсомол, позже стала заведующей отделом Каракольского комитета комсомола и активным «борцом против униженного положения женщин Востока». В конце 1920-х годов она возглавила движение по раскрепощению женщин-мусульманок — выступала против калыма, многоженства, ранних браков, продажи детей, девушек, женщин и преследования женщин, снявших паранджу.

После ареста и расстрела в 1938 году мужа, партийного работника, Нагима осталась с четырьмя детьми на руках. Тем не менее она вырастила их, преодолев все трудности, в том числе военного времени. Очень похоже на историю еще одного Чингиза, не правда ли?

Источник: Реальное время

Обсуждены законопроекты против домашнего насилия

В Законодательную палату внесут два новых законопроекта — «О гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» и «О предупреждении домашнего насилия».

Эти проблемы замалчивались в нашей стране много лет. Как отмечает председатель Комиссии по вопросам семьи и женщин нижней палаты парламента Дилором Файзиева, в стране с каждым годом возрастают показатели суицида среди женщин, главным образом по причине домашнего насилия. Члены комиссии в настоящее время изучают формы, причины, факторы явления. Правовое регулирование решения этих актуальных вопросов позволит на практике преодолеть гендерное неравенство, обеспечить женщинам достойные условия жизни.

Законопроекты были подготовлены десять лет назад специалистами Национального центра по правам человека совместно с Комитетом женщин Узбекистана с учетом международной практики, они до сих пор не имели возможности их продвигать.

Источник: Народное слово

 

info@icwc-aral.uz