Главная | Что такое гендер | Новости | Публикации | База знаний | Встречи | Ссылки | English

НОВОСТИ

28.06.2017 г.

Европа хочет отнять у своих детей гендерную идентичность?

На Западе постепенно начинают воспитывать маленьких детей так, чтобы они не могли назвать свой пол. Новое исследование, проведенное в стенах Уппсальского университета, призвано оправдать воспитательные методы, которые начали применяться в гендерно нейтральных дошкольных учреждениях Швеции.

Термин "гендерно нейтральный" (gender-neutral) используют по отношению к тем людям, которые никак не определяют свою гендерную идентичность: ни мужчина, ни женщина, даже не оно. Английское слово gender, первоначально означавшее лишь грамматическую категорию рода, было перенесено в другие науки: социологию, историю, социальную философию, а также в политические доктрины и проекты. Оно заменило понятие "пол" (sex), чтобы отделить социокультурные причины и следствия межполовых различий от различий биологических. Заметим, что понятие "гендер" начали использовать и широко внедрять теоретики движения феминизма. Одними из первых за него ухватились политкорректные представители англосаксонского мира и Скандинавии.

Поборники этой формы коллективного лицемерия — шведские социал-демократы — предлагают установить в своей стране гендерно нейтральные туалеты.

Практики некоторых шведских детских садов также нацелены на умаление различий между разнополыми детьми. Эти методы избавления от традиционного поведения включают в себя среди прочего употребление гендерно нейтрального местоимения hen (этот шведский новояз искусственно образовали от han (он) и hon (она), обращение к детям либо по именам, либо приветствуя их словами "друзья" и "дети", а также призывают не выражать восхищение обновками девочек.

В статье портала Forbes Woman директор одного из детских садов исторического района Стокгольма Гамла Стан признается: "Мы не забираем у них куклы и машинки. Мы говорим, что все могут играть со всеми. Девочки могут залезать так же высоко, как и мальчики, и кричать так же громко, а мальчики могут плакать, как девочки, танцевать в балете и носить розовые футболки".

Несмотря на международный интерес к этой проблеме, до настоящего времени не проводилось никаких научных исследований для того, чтобы оценить влияние этих методов на поведение детей и сравнить их с детьми, которые посещают традиционные дошкольные учреждения.

Авторы заметки, опубликованной в журнале экспериментальной детской психологии Journal of Experimental Child Psychology, пытались доказать, что "эти практики также связаны с повышенным интересом детей к игре с незнакомыми сверстниками противоположного пола".

Когда во время исследования мальчикам и девочкам из дошкольных учреждений показывали фотографии незнакомых сверстников, то те дети, которые посещают гендерно нейтральные детские сады, принимали на себя меньше стереотипных ролей в поведении и оказывались менее склонны проявлять интерес к игре с детьми противоположного пола.

Поскольку гендерно нейтральные школы редки даже для Швеции, объем выборки оказался незначительным. На практике это означает, что, хотя ученые и уверены в статистических показателях полученного результата, однако невозможно с уверенностью сказать, насколько они точны. Тем не менее, когда из выборки были исключены семьи, отдавшие предпочтение дошкольному учреждению именно по причине гендерных аспектов педагогики, то конечный результат не изменился.

По мнению исследователей, дети из гендерно нейтральных дошкольных учреждений были не менее склонны обращать внимание на пол незнакомых детей.

Статья, опубликованная на сайте Phys.org, заканчивается оптимистичным прогнозом ученого из университета Уппсалы и университета Оксфорда Брукса Бена Кенворда: "Полученные результаты дают основание предположить, что хотя гендерно нейтральная педагогика сама по себе не может уменьшить склонность детей к использованию гендерных факторов для классификации людей, это уменьшает их склонность к половому стереотипу поведения и разделению по гендерному признаку, что может расширить доступные для них возможности". Только вот расширит ли?

Источник: «Правда.Ру

Швеция выделила 5 млн евро на утверждение гендерного равенства в Украине

Как сообщает Правительственный портал, соглашение о финансировании проекта "Гендерное равенство в национальных реформах и установлении мира и безопасности в Украине" подписали заместитель генерального секретаря ООН, исполнительный директор программы «ООН Женщины» Фумзиле Мламбо-Нгкука и чрезвычайный и полномочный посол Королевства Швеция в Украине Мартин Хагстрём.

Проект предусматривает бюджет в 5 млн евро и рассчитан на четыре года.

Как отмечается, финансирование будет направлено на обеспечение комплексного национального механизма внедрения гендерного равенства в отраслевых реформах через поддержку работы нового офиса правительственного уполномоченного по вопросам гендерной политики, а также помощь в реализации национального плана действий "Женщины, мир, безопасность".

Вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Иванна Климпуш-Цинцадзе во время церемонии подписания подчеркнула, что приоритетными задачами проекта определены мониторинг текущего состояния гендерных вопросов в Украине и динамики общественных изменений, реализация пилотного проекта по внедрению должности советников в силовых ведомствах, повышение институциональной способности и улучшение координации работы всех структур, которые должны обеспечивать гендерное равенство.

«Мы понимаем, что украинский народ не может самостоятельно справиться с таким коренным реформированием, которое предусматривает изменение общественного сознания и разрушение гендерных стереотипов. Но вы не одни на этом пути, мы рядом и готовы вам помочь и поддержать вас», - отметила заместитель генсека ООН.

Она добавила, что считает инвестирования в развитие украинского общества, которое осуществляет правительство Швеции, одним из самых устойчивых и долгосрочных, так оно обеспечивает качественное изменение уровня жизни следующих поколений.

Источник: УНИАН

Профессор Европейского университета Елена Здравомыслова о практике гендерной дискриминации в России. Часть 2 «В обществе главенствует не собственно мужчина, а правило патриархата»

Гендерная свобода мусульманок

— Возможно ли в ближайшем будущем, что мусульманская женщина сможет получить больше гендерной свободы?

— Дело в том, что гендерные изменения в традиционных обществах происходят постепенно, незаметно, изнутри. Создаются малые группы работы с каноном, и он не революционно изменяется, а интерпретируется по-другому — в сторону расширения гендерных возможностей и уменьшения гендерных границ. Например, пересмотр канонов, что женщина имеет право делать карьеру в публичной сфере, или она имеет право на сексуальное удовольствие, или она имеет равное с мужчиной право на развод. Тихие реформаторы утверждают, это все там и написано — в Коране или в Торе. Коран самый гендерно чувствительный и демократичный. Но у меня есть вот такое убеждение — и оно подтверждается какими-то историческими исследованиями. Я убеждена в том, что самым сильным триггером в гендерных изменениях, в том числе и в мусульманском обществе, является мужчина (который хочет перемен — в сторону гендерного равноправия, а не наоборот). Мужчина, который изменяет гендерный порядок, рискует многим. Когда отец будет воспитывать свою девочку, чтобы та могла на равных конкурировать с мужчиной в публичной сфере, это даст ей шанс. Эту поддержку мужского меньшинства женщины смогут использовать для расширения сферы свободы и равных прав.

В российском обществе трансформация мусульманских практик в сторону эмансипации и гендерного равенства тормозится одним обстоятельством. У нас все-таки религиозное возрождение в стране. Многие считают, что мы сейчас восстанавливаем поруганные ценности. И поэтому даже не в состоянии критично подходить к религиозным доктринам, их легитимируют, потому что церковь и вера считаются жертвами государственного притеснения советского периода. Многие еще не поняли, что религиозная экспансия захватывает не только гендерные нормы.

И национальное, культурное строительство в многонациональной многокультурной России осуществляется через механизмы религиозного и церковного возрождения. Татарстан как мусульманская республика становится возможным источником культурных расколов, если ими не управлять. Чтобы предотвратить культурные напряженности и сепаратистские настроения, нужно вкладывать ресурсы, чтобы здесь все было хорошо, чтобы здесь был прирученный, ограниченный полезный национализм. Чтобы осуществлялось национальное возрождение через религию и язык, но которое бы не привело к сепаратизму или радикализации. Для этого все время нужно подкармливать национальные элиты. Такова логика федеральной поддержки Казани как центра инноваций, это необходимо (в том числе) для того, чтобы здесь не было сепаратизма. Когда в обществе много национальностей, культур, они потенциально могут быть конфликтными. Как показывает история, в многокультурном обществе необходимо обеспечить довольство и благополучие элиты других культур (ведь элиты выступают ключевыми факторами политических процессов).

Кто в доме главный?

— В России в семье главенствует женщина или все-таки мужчина?

— Расскажу вам старый советский и при этом социологический анекдот. Социолог на заводе спрашивает мужчин: «Кто у вас глава семьи?». И они все говорят, что у нас глава в семье муж. «А почему?» — спрашивает социолог. «Потому что мы принимаем главное решение в семье». «А что вы называете главным решением?». «Ну, мы принимаем решение о позиции нашей семьи в отношении Гондураса, в отношении войны во Вьетнаме. А жена по мелочи — где отпуск провести, куда деньги потратить, где дети будут учиться». Вот понимаете, публичное и частное пространства — они не разделены. Жена не главенствует в обществе, но у нее в доме очень значимая роль. В то время как в обществе также главенствует не собственно мужчина, а правило патриархата. Ясно, что у женщины гораздо больше семейных обязанностей. Этот труд, нагрузка дают женщине определенную власть и авторитет в этом маленьком, но важном сегменте социальной жизни. Но они же — эти обязанности — тормозят ее продвижение по карьерной лестнице в публичном пространстве.

— Как российское государство заботится и поддерживает женщин?

— Оно заботится исторически, но довольно часто по-разному свою заботу форматирует. Иногда, государству нужно, чтобы женщина как можно больше работала на предприятиях, потому что не хватает рабочих рук и трудно обеспечить миграцию. Ведь для мигранта нужно построить жилье. А если женщину мобилизовать для работы на заводе, то тогда надо просто детский сад или бабушку мобилизовать.

Государство заботится о женщинах, хотя у нас до сих пор (и это будет пересматриваться) существует дискриминация в том смысле, что возраст выхода на пенсию женщины — 55 лет, а мужчин 60. Некоторые женщины с радостью уйдут на пенсию, потому что они работают на неинтересных, непрестижных, мало оплачиваемых позициях. А другие хотели бы продолжать работать, но становятся потенциальными жертвами увольнения. Государство хочет, чтобы женщина была такой великолепной, делала и то, и се. Получается, что мужчина не поддерживается в его стремлении к балансу семейной и публичной роли.

— Самое ужасное гендерное давление на женщину в советское время?

— Считаю, что для того контекста самым страшным был запрет абортов. С 1935 до 1956 года. В России с 1920 по 1935 год аборты были разрешены и это, в общем, хотя и очень драматично и против религиозных правил, но право на аборт показывает степень свободы женщины, которая жила в тяжелых условиях. Аборты были разрешены как медицинская операция, женщины получали по ним больничный лист, они не совершались подпольно. Аборты при Сталине запретили, а зачастую люди не могли позволить себе рожать детей. Ситуация военная, нищета страшная. Мужчины все либо сидят, либо вкалывают, жилищные условия никакие. И представляете, чтобы там было по пять-шесть детей. А сколько насилия и нежелательных беременностей? И контрацептивная культура другая. Невозможно предохраняться даже традиционными способами, которые требуют приватности, человек должен пойти помыться — а тут коммунальная квартира и без ванной. Криминализация абортов, врачей и женщин — это очень жестоко. Потому что все эти аборты стали делать подпольно. И этот бизнес расцветал до 56-го года.

Про это прекрасно написано в романе Улицкой «Казус Кукоцкого», и есть потрясающий фильм Юрия Грымова. Там две серии про это, как врач-гинеколог ходит к министру. Это реальный исторический сюжет, ничего не наврано. Врачи самой высшей инстанции требовали узаконить аборт.

«Очень многие стали опасаться самого термина «гендер»

— В России понятие «гендер» принимается властями или нет?

— У понятия есть история. Оно пришло в русский академический язык в конце 80-х целевыми усилиями исследователей. Это был не только научный дискурс, но и идеологический. Но потом начался откат. Во-первых, он связан с активизацией РПЦ и активизацией так называемых консервативных инициативных групп, которые стали протестовать против самой категории «гендер». Потому что они усвоили, что гендер — это социальный конструкт. В социологии говорили, что нас интересует не биологический пол, а социально сконструированные модели мужественности и женственности. И вот эта православная общественность вместе с консерваторами в политических кругах стали говорить, что они точно знают, что есть правильный мужчина и правильная женщина; потому что есть религиозная норма. И сейчас очень многие стали опасаться самого термина «гендер», потому что и академический, и литературный дискурс зависят от политического и идеологического давления. В этих текстах православной фундаменталистски настроенной общественности говорится, что те, кто пользуется категорией «гендер», считает, что есть другие формы семьи кроме гетеросексуальной. Что утверждая гендерный подход, тот или иной автор утверждает о возможности пересмотра существующих норм в отношении семьи, сексуальности, мужественности и женственности. А фундаменталисты категорически против этого выступают.

В науке термин «гендер» используется. Но круг людей, которые пользуются этим термином, сузился по сравнению с 90-ми. Есть sex — пол, и gender — род. Вся идея в том, что гендера не два, а целая иерархия. И в разные моменты развития общества, и в разных контекстах акцент делается на один из элементов комплексной гендерной матрицы.

— Объясните на примере. У меня какой гендер?

— Вы человек среднего класса, русский, живущий в Татарстане. Эта ваша личная гендерная идентичность. И существуют гендерные нормы общества, которые на вашу идентичность давят независимо от вас. Каким ты должен быть мужчиной, что возможно для мужчины. Конечно, возможности очень возросли, и жесткость иерархии уже совсем не та, что была в XlX веке. Потому что XX век считается веком гендерной революции.

Императрица РФ

— Когда-нибудь в России женщина станет президентом?

— Да, конечно. Мы все время лет на 15 опаздываем. Есть всегда обстоятельства, которые тормозят. Демократической политики у нас нет, но есть авторитарная политика — это политика номинированного продвижения (иногда — квот). А наша политика номинирования и выдвижения такая, чтобы не быть хуже других. Получается, что машина должна демонстрировать те же показатели, что и в других местах. Но механизмы другие. Мы видим, что давно-давно там женщины-министры. И Путин стал продвигать женщин на уровне административной политики. Чтобы было прилично. В Америке уже черный президент, а у вас только старые мужики с животами!

— Как вы считаете, модель поведения главы государства в собственной семье может транслироваться как пример для всех остальных жителей страны? Иными словами, развод президента Путина не подает пример российским мужчинам?

— В ситуации с Путиным появляется представление о том, что нет ничего обязательного, чтобы политический лидер был женат. Статус разведенца считается допустимым для представителя власти. В целом в РФ очень высокий процент разводов. Развод — это не стигма. Главное сообщение по поводу семейного сценария президента, как мне кажется, можно расшифровать так: он гетеросексуален, был женат длительное время, у него две дочери, он еще и дедушка. Его семейная жизнь вполне укладывается в наши семейные нормы.

Александр Шакиров

Источник: Реальное время

 

info@icwc-aral.uz