Глоссарий

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я


Гендер (gender)

    Современная социальная наука различает понятия пол (sex) и гендер. Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Долгое время пол (т.е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Что касается разделения социальных ролей, форм деятельности, различий в поведении и эмоциональных характеристиках между мужчинами и женщинами, то антропологи, этнографы и историки давно установили историческую и культурную относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском». Существующее в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах.

    Термин гендер был введен в научный оборот американским психологом Робертом Столлером в конце 60-х годов XX века. На основе практики изучения идентичности транссексуалов он пришел к выводу, что легче хирургическим путем изменить пол пациента или пациентки, чем с помощью психологии - их личную идентичность как мужчины или женщины. Столлер предложил использовать для обозначения социальных и культурных аспектов пола понятие гендер (по англ. gender - это род), которое до этого использовалось только для обозначения грамматического рода и поэтому не вызывало никаких коннотаций с биологией. Далее идею разграничения понятий пол и гендер поддержали феминисткие теоретики и антропологи-структуралисты, которые постоянно обнаруживали значительные различия в понимании того, что есть мужчина и женщина в том или ином обществе и феминистки, которые уже давно описывали.

    В самом общем виде понятие гендер обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологичес­кий пол, а социокультурные нормы определяют в конечном счете психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии жен­щин и мужчин. Быть мужчиной или женщиной в обществе означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это озна­чает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

    Смысл понятия гендер заключен в идее социального конструирования различий между женщинами и мужчинами. Гендер создается (конструируется) обществом как социальные модели женственности и мужественности, которые определяют положение и роли женщин и мужчин в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей опирается на жесткие представления о том, что представляет собой "мужское" и "женское" в данной культуре. Иногда говорят, что гендер - это «культурная маска» пола, определяемая нашими социокультурными представлениями. Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все «мужское/маскулинное» (черты характера, модели поведения, профессии и прочее), считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все «женское/феминное» определяется как вторичное, незначительное с социальной точки и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. В каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), каждому биологическому полу предписывается определенная социальная роль, причем система гендерных ролей построена по принципе бинарной оппозиции и иерархии. Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия сохраняется. Фактически гендерная система является социально сконструированной системой неравенства по полу. Гендер оказывается одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст, организует систему социальной иерархии.

    Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играют коллективные представления. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит через распространение и поддержание социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний. Общество поощряет соответствие нормативному поведению и наказывает за нарушения или отклонения от него (например, ярлыки «мужеподобная женщина» или «мужик, а ведет себя как баба» весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств). С момента своего рождения человек становится объектом воздействия существующей в данном обществе гендерной системы. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования.

Гендерная асимметрия (gender asymmetry)

    Неравная представленность женщин и мужчин в тех или иных сферах жизни: так, в сфере государственного управления, политики, принятия решений, крупного и среднего бизнеса превалируют мужчины; мужчины в основном владеют собственностью (в том числе и семейной). Женщины в государственном управлении, политике и бизнесе, наоборот, составляют большинство на исполнительских должностях; женщины превалируют также и в низкооплачиваемых и малодоходных секторах экономики. Причины гендерной асимметрии коренятся в явной или скрытой дискриминации женщин, в сексистских стереотипах.

    Гендерная асимметрия в языке (называемые также андроцентризмом или фаллологоцентризмом языка) выражается во многих феноменах. Например, во многих языках понятие человек и мужчина тождественны, а понятие женщина означается другим словом. Феминность и маскулинность дифференцированы и противопоставлены друг другу: сказать женщине, что у нее «мужской ум» - это сделать «комплимент», а приписать мужчине «женскую логику» - это оскорбить его. Имена существительные женского рода, обозначающие профессии, нередко производятся от мужских с помощью суффиксов, придающих уменьшительно-ласкательный (медичка, докторица, философиня) или пренебрежительный смысл (адвокатша, инженерша), или обозначают брачный статус, а не профессиональную принадлежность (профессорша, докторша). Андроцентризм языка отражает мужское доминирование в обществе, и именно поэтому многие феминистки уделяли большое внимание анализу роли языка в создании патриархата (Симона де Бовуар, Кейт Миллетт, Юлия Кристева, Элен Сиксу

Гендерная дискриминация (gender discrimination)

Гендерная дифференциация (gender differentiation)

    Процесс, в котором биологическим различиям между полами приписываются социальные (и притом неравные) значения. Например, большая по сравнению с женщинами физическая сила мужчин трактуется как свидетельство их силы и в других сферах - интеллектуальной, духовной, творческой; в то же время детородная способность женщин интерпретируется как ее принадлежность миру природы, но не культуры. Наиболее яркий пример такого рода теорий представляет собой психоанализ З.Фрейда, которой считал, что «анатомия - это судьба».

Гендерная дифференциация оплаты труда (gender earning differentiation, gender earning gap - это другой термин - разрыв в оплате труда)

    Разница в оплате труда женщин и мужчин, которая практически всегда выражается в более высоких заработках мужчин по сравнению с женщинами. Различия в средних размерах оплаты труда мужчин и женщин колеблются от 75% в развитых странах до 30% в развивающихся странах. Исследования показывают, что причинами такой дифференциации оплаты труда являются профессиональная сегрегация женщин, сексистские стереотипы о меньшей ценности женской рабочей силы, материнские обязанности женщин, подчас вынуждающие их идти на менее выгодные условия труда или отказываться от профессиональной карьеры.

Гендерная идентичность (gender identity)

    Процесс осознания и принятия определений мужественности и женственности, которые существуют в рамках культуры, в которой рождается и вырастает человек. Иными словами, это категоризация себя как представителя мужской или как представительницы женской группы (Я-мальчик/мужчина, Я-девочка/женщина), усвоение и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, позиций, репрезентаций. Первоначально принятие своей гендерной идентичности не зависит от индивидуального выбора, оно носит социально принудительный характер. Важную роль в становлении гендерной идентичности играет принятая в обществе гендерная идеология. Конструирование своей гендерной идентичности человеком протекает через принятие и усвоение предлагаемых обществом, семьей, сверстниками, школой, СМИ и другими агентами социализации гендерных норм и правил поведения (мальчик не должен плакать, девочка должна быть послушной), внешнего вида и одежды (например, мужчины не красят волосы, женщины не носят брюки), манер (например, женщины не курят, мужчины должны уступать место женщинам в трамвае), мимики, жестов, ценностей и много другого. Причем процесс построения гендерной идентичности не заканчивается в юности, фактически он продолжается всю жизнь человека - вместе с изменением общественных представлений о должном гендерном поведении или с изменением культурной среды человек подстраивается под новые «гендерные правила». В то же время исследования показывают, что в современных обществах индивиды могут выбирать различные типы идентичностей (в том числе и гендерных) и менять усвоенные ранее модели.

Гендерная идеология (gender ideology)

    Система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения их «богоданности» или «природной естественности». Часто представлена в виде двух взаимосвязанных идеологий «мужественности» (защитник) и «женственности» (материнство).

Гендерная нейтральность (gender neutral)

    Первоначально термин гендерная нейтральность обозначал отсутствие дискриминационных положений или установок в законодательстве, нормативных актах, политических программах, научных проектах, информационных или учебных материалах. При этом гендерная нейтральность фактически понималась как отсутствие дискриминации по полу. Впоследствии феминистки показали, что использование абстрактных или общих понятий и категорий не всегда гарантирует формального гендерного равенства, потому для так называемые абстрактные и универсальные понятия (дух, познание, человек и многие другие) отличаются андроцентизмом. В этом втором смысле гендерная нейтральность оказывается тождественной гендерной нечувствительности.

Гендерная перспектива (gender perspective)

    Учет или внимание, придаваемое различиям, связанным с гендерным статусом, в любой сфере жизнедеятельности общества.

Гендерная сегрегация (gender segregation)

    Термин обозначает концентрацию мужчин и женщин в разных секторах жизнедеятельности общества, в разных занятиях и профессиях. Характерной чертой гендерной сегрегации выступает концентрация женщин в мало престижных, мало оплачиваемых и мало доходных сферах. Основой такой сегрегации выступает традиционное деление патриархатного общества на две противоположные сферы - публичную (или производственную), в которой доминируют мужчины, и частную (семейную, воспроизводственную), которая является уделом женщин. Идеология женского предназначения и связанные с нею сексистские стереотипы воспроизводятся в смягченном виде и в современном обществе, где женщины получили доступ в сферы политики, бизнеса и производства, но остаются на менее престижных уровнях. Профессиональная сегрегация по признаку пола проявляется в соотношении мужчин и женщин, занятых в определенных отраслях и занимающих определенные должности. Исследователи используют также термин «половая типизация занятости», обозначающий принятое в культуре картографирование занятий как мужских и женских. Горизонтальная сегрегация выражается в неравномерном распределении мужчин и женщин по профессиям и отраслям экономики (отраслевая сегрегация). Таким образом, занятость может быть охарактеризована как "мужская" (в производственном секторе) или "женская" (сфера услуг, образование, здравоохранение, торговля). Вертикальная сегрегация выражается в неравномерном распределении мужчин и женщин по позициям должностной иерархии (женщины занимают должности, характеризующиеся более низким статусом и требующие более низкой квалификации).

Гендерная система, гендерный порядок, система гендерных отношений (gender system)

    Этот термин по-разному определяется в литературе. В самом общем смысле гендерная система представляет собой совокупность социальных институтов, культурных норм и идеологии, определяющих поведение, роли, взаимодействие и сознание людей в зависимости от их пола. Гендерная система включает социальное конструирование гендера и связанных с ним категорий, разделение труда по признаку пола и социальную регуляцию сексуальных отношений (И. Хирдман). Гендерный порядок воспроизводится нормативными системами общества, механизмами первичной и вторичной социализации. Иногда исследователи вводят понятие «гендерного контракта» или гендерного соглашения, которое отражает принятую в данном обществе форму взаимоотношений мужчин и женщин. Например, еще недавно, вплоть до середины ХХ в. подразумевалось, что, выходя замуж, женщины «соглашается» быть домохозяйкой, а ее муж берет на себя роль кормильца. Таким образом, они как бы заключают «гендерный контракт» (и далеко не всегда это было оформлено юридически, это скорее регулировалось обычаем).

    Р. Коннелл выделяет в гендерной системе «структурные модели» отношений: первая организует гендерное разделение труда на публичную экономику и домашний труд; вторая модель регулирует властные отношения между мужчинами и женщинами и третья действует в сфере эмоциональных и сексуальных отношений, которую Коннелл обозначает термином катексис. В каждой из этих моделей (или сфер) производятся и воспроизводятся представления о нормативной и девиантной мужественности и женственности, специфическая гендерная идеология и коллективные действия. Позже Коннелл заменил термин гендерная система понятием гендерная композиция.

Гендерная слепота (gender blind)

    Метафора, обозначающая игнорирование гендерных проблем при разработке политических и социальных программ, научных исследований, информационно-просветительских материалов.

Гендерная социализация (gender socialization)

    В общем смысле термин социализация обозначает усвоение и принятие индивидом принятых в обществе социокультурных норм и правил поведения. Гендерная социализация обозначает процесс усвоения норм и образцов «мужественности» и «женственности». Процесс социализации включает, во-первых, освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов; и, во-вторых, воздействие самого общества и социальной среды на процесс усвоения норм, включающее контроль и санкции в отношении индивида. Усваиваются прежде всего общезначимые, коллективные нормы и правила, которые становятся частью сознания личности. Усвоение норм в процессе социализации идет по двум направлениям - адаптации и подражания (внешнее приспособление) и интериоризации (глубокое внутреннее принятие норм). Основными агентами социализации являются семья, детские воспитательные и образовательные учреждения (детский сад, школа, ВУЗ), СМИ, религиозные учреждения. Свою роль в процессе социализации играют литература, группы сверстников, коллеги и проч. Сущность гендерной социализации в патриархатном обществе заключается в формировании мужественности и женственности, основанных на принципе бинарной оппозиции мужчин и женщин. С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы - в традиционных обществах совершаются разные символические родильные обряды в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного также во многих обществах зависит от его пола. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательницы детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, что есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Девочек готовят к выполнению материнского предназначения, и этой цели подчинены игрушки (куклы) и занятия: уже в детстве основной ролевой игрой для девочек считаются «дочки-матери»), мамы и бабушки обучают девочек прежде всего тому, что пригодится для обслуживания семьи; родители и учителя воспитывают в девочках прежде всего послушание, прилежание, скромность. Мальчиков готовят к активным ролям, и потому их главная забава - игра «в войнушку» с пластмассовым оружием, в лучшем случае - спортивные соревнования. Эти идеи подкрепляются детской литературой. Исследования показывают, что в процессе обучения в школе и даже в ВУЗах учителя и преподаватели осознанно или бессознательно воспроизводят сексистские стереотипы о том, какими чертами характера должны обладать девочки/девушки/женщины или мальчики/юноши/ мужчины; какие профессии больше соответствуют тем и другим. Широко известно исследование Марты Хорнер, обнаружившей, что в старших классах школы девочки начинают испытывать «боязнь успеха» в учебе, что не соответствует представлениям о «настоящей женственности» и потому бессознательно начинают сдерживать свои познавательные стремления. Таким образом, в патриархатном обществе гендерная социализация выступает одним из средств формирования гендерной дифференциации и - позже - гендерной стратификации.

Гендерная справедливость (gender equity)

    Справедливое отношение на основе гендера, которое может быть равным или дифференцированным отношением, но которое является эквивалентным с точки зрения прав, выгод, обязанностей и возможностей разных групп мужчин и женщин.

Гендерная стратификация (gender stratification)

    Процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации (т.е. ранжирования) индивидов и социальных групп по признаку пола. Особенность этого типа стратификации заключается в том, что независимо от того, какие гендерные роли и нормы предписываются женщинами и мужчинам в данной культуре, женщины и «женское» как правило оцениваются и вознаграждаются ниже, чем мужчины.

Гендерная теория, гендерный подход (gender theory, gender approach)

    Существует несколько направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории). Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации. 2) гендер конструируется и самими индивидами - на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.), а также на уровне межличностного взаимодействия. Пафос этого подхода заключается в утверждении возможности изменения гендерных отношений: если гендер социально сконструирован, то его можно деконструировать и построить иначе. Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли (гендерный дисплей). Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделения труда, семьи, масс-медиа. Основными темами оказываются гендерные роли и стереотипы, гендерная идентичность, проблемы гендерной стратификации и неравенства.

    Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других подобных категорий (класс, раса, национальность, возраст).

    Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с «мужским/маскулинным» или «женским/феминным» началом. Таким образом возникает символический смысл «женского» и «мужского», причем "мужское" обычно отождествляется с понятиями божественного, творчества, света, силы, активности, рациональности и т. д. - и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало. "Женское" ассоциируется с противоположными понятиями - с природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивно­стью и т.д., которые, в свою очередь, символизируют феминность, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.

    Итак, понятие гендера обозначает в сущности и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат - социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий в патриархатном обществе является противопоставление и иерархия маскулинного и феминного.

    Гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое общество придает этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. Теория социального конструирования гендера и понимание гендера как стратификационной категории, взаимосвязанной с категориями расы, класса и возраста используются в социальных науках - социологии, психологии, экономике и демографии. Гендер как культурная метафора, теория деконструкции гендера - находят применение в основном в гуманитарных науках: философии, истории, литературоведении, культурологии. Однако следует заметить, что это разделение достаточно условно, и нередко в одном и том же исследовании используются и комбинируются несколько подходов.

    Анализ гендерной системы общества идет по нескольким направлениям. Во-первых, рассматривается «производство гендерных различий» в социальных институтах. Во-вторых, изучается конструирование специальной идеологии, символов и образов, которые объясняют, оправдывают и продуцируют гендерную дифференциацию. В-третьих, рассматривается взаимодействие между индивидами - женщинами и мужчинами, между мужчинами, между женщинами, и выделяются все формы и модели, которые выражают доминирование и субординацию. В-четвертых, изучается сознание индивида, то есть та внутренняя ментальная работа, которую каждый из нас проделывает, чтобы понять гендерную систему общества, гендерные модели поведения и установки, и выработать в себе умения думать, вести себя и презентировать себя (в том числе посредством внешности, одежды, стиля речи, мимики и проч.) в гендерно предписанном кодексе. Необходимым звеном является также гендерный анализ социальных теорий. Тот факт, что женские исследования и феминистская научная критика обязаны своим возникновением социальному движению, а не только теоретическому развитию внутри самой науки, объясняет специфическую динамику образования этой теории. Введение гендера как аналитической категории создает возможность деконструиировать оппозицию между женщинами и мужчинами и одновременно обозначить, что такая оппозиция является механизмом создания социальной, культурной и политической иерархии. С помощью этой аналитической категории сделана попытка описать феномен соотношения власти между полами без обращения к ставшему проблематичным постулату общего "женского" опыта или универсального угнетения женщин.

Гендерная цензура (gender censorship)

    По определению Мередит Тэкс, это цензура, имеющая целью исказить реальное положение женщин, завуалировать несправедливость патриархатных общественных отношений. Это любое действие, с помощью которого идеи и произведения искусства, отражающие взгляды, которые не совпадают с доминирующей гендерной идеологией, не допускаются до предполагаемой аудитории. Например, книги, статьи, фильмы, картины, фотографии, спектакли и т.д. могут быть конфискованы, запрещены к показу, изданию или распространению, проигнорированы критикой, оклеветаны, осмеяны или заведомо ложно истолкованы. Гендерная цензура распространена значительно шире, хотя и действует гораздо более изощренно, чем обычная цензура. Она является частью общественных механизмов, которые заглушают голоса женщин, отрицают ценность их опыта, исключают женщин из политического и общекультурного дискурса. Добровольными гендерными цензорами могут выступать издатели, отказывающиеся печатать книги о гендерных проблемах и феминизме; работники СМИ, не считающие дискриминацию женщин социальной проблемой; религиозные иерархи, объявляющие права женщин угрозой национальным ценностям и государственные чиновники, отказывающиеся развивать законодательство о гендерном равенстве.

Гендерная чувствительность (gender sensitivity)

    Принятие во внимание (т.е. учет) гендерного измерения любых политических, социальных и экономических явлений.

Гендерно дезаггрегированные данные (gender disaggregated data)

    Сбор и использование количественных и качественных данных с учетом гендерной типизации (то есть отдельно по мужчинам и женщинам) с тем, чтобы проводить гендерный анализ политики и программ, исследований, стратегического планирования, реализации, мониторинга и оценки проектов. При применении данных с разбивкой по гендерной принадлежности выявляются и проясняются аспекты гендерной проблематики в таких областях, как доступ к ресурсам и контроль над ними, разделение труда, мобильность, принятие решений.

Гендерное измерение (gender dimension)

    Учет интересов женщин и мужчин при решении любой социальной, экономической или политической проблемы. Основой такого подхода является осознание того, что все социальные процессы и явления по-разному влияют на мужчин и женщин. Для достижения гендерного равенства при разработке общей концепции политики, при ее реализации, мониторинге и оценке деятельности и программ в политической, социальной, экономической, культурной сферах жизни общества необходимо учитывать интересы и опыт гендерных групп, чтобы женщины и мужчины имели равные возможности и достигали равных результатов. В Пекинской Платформе действий интеграция гендерного измерения определена как цель современной практической политики.

Гендерное неравенство (gender inequality)

    Принцип устройства общества, основанный на признании того, что между мужчинами и женщинами как социальными группами существуют устойчивые различия (якобы вытекающие из их биологических отличий или отличий, имеющих божественное происхождение), что с неизбежностью должно обусловливать социальное и экономическое доминирование мужчин и подчиненный статус женщин. Гендерное неравенство - это социально и культурно сконструированное неравенство по признаку пола.

Гендерное равенство (gender equality)

    Гендерное равенство - равенство прав и возможностей мужчин и женщин, равное распределение обязанностей, трудовой нагрузки, дохода, доступа к экономическим и интеллектуальным ресурсам и к принятию решений. Понятие гендерного равенства означает, что все человеческие существа обладают свободой выбора и свободой для развития своих личных способностей без тех ограничений, которые связаны с гендерными ролями и стереотипами; что различное поведение, взгляды и потребности женщин и мужчин принимаются, оцениваются и поддерживаются равным образом.

    Способы достижения гендерного равенства различаются в зависимости от многих социальных, экономических, политических и культурных факторов, характерных для данного общества.

Гендерное равноправие, равные права мужчин и женщин (equal rights for men and women)

    Для того, чтобы было достигнуто гендерное равенство, необходимо обеспечить формально-юридическое равенство прав во всех сферах жизни. Далее необходимо принять меры, направленные на устранение тех исторических и социальных условий и факторов, которые не позволяют женщинам и мужчинам «играть» по одним правилам. Равноправие - это средство. Равенство - конечный результат, и оно достигается тогда, когда законодательно закрепленные равные права подкрепляются специальными социальными программами: например, целенаправленная подготовка женщин-предпринимателей в сочетании с гендерно чувствительными условиями кредитования является проявлением гендерного равноправия в целях обеспечения равенства в доступе к ресурсам. Реализация программ позитивных действий для выправления гендерного баланса в государственных органах или в частном секторе способствует укреплению гендерного равноправия и работает на достижение конечной цели - гендерного равенства.

Гендерные индикаторы, гендерно чувствительные индикаторы (gender indicators, gender-sensitive indicators)

    Это определенные количественные и качественные показатели, используемые для измерения гендерной ситуации или гендерных изменений в обществе. Количественные индикаторы основаны на информации, которая получается в результате переписей населения, массовых социологических опросов, сбора статистической информации. Они используются для исследования экономических, социальных и политических изменений. Качественные показатели замеряют более тонкие социальные процессы - например, степень удовлетворенности жизнью, ценности, стереотипы. Это предполагает проведение специальных аналитических процедур для выявления проблемных мест, возможностей использования количественных индикаторов, интерпретации количественных и качественных данных. Например, качественные индикаторы применяют для изучения вопроса о взаимовлиянии численности женщин-парламентариев и их ролью в процессе принятия решений; какое законодательство в области гендерного равенства было принято или отклонено. Развитие системы гендерных индикаторов очень важно для мониторинга гендерного равенства и оценки действий для его достижения. При этом очень важен выбор критериев, которые лежат в основе принятия тех или иных гендерных индикаторов: например, нормой при анализе статуса женщин может стать «национальная традиция» вторичного положения женщин, а может - международно-правовые стандарты. Разработка гендерных индикаторов развития страны является важной социальной задачей.

Гендерные исследования (gender studies)

    Научный междисциплинарный подход к анализу гендерной системы и гендерных отношений, в более широком смысле - применение гендерного подхода для исследования социальных, культурных, политических и экономических феноменов и процессов. Гендерные исследования как научное направление стали результатом интенсивного развития фе­министской теории в конце ХХ в. В концептуальных работах К.Миллет, Дж.Митчелл, А.Джаггар, С.Бордо, С.Хардинг, М.Фрай акцент все больше стал смещаться от критики патриархата и анализа специ­фического женского опыта к осмыслению гендерной системы в целом. Женские исследования (women's studies) перерастают посте­пенно в гендерные, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты социальности и культуры могут иметь гендерное измерение. Смещаются не только акценты феминистских исследований, но меняется и их тональность: радикальный критический запал, который был свойствен некоторым направлениям феминизма, сменяется все более серьезным стремлением понять, как гендер присутствует, конструируется и воспроизводится во всех социальных процессах. Новая концепция гендера перевела проблематику дискриминации женщины в более широкое проблемное поле полового различия как такового.

    Формирование гендерного подхода в социальном и гуманитарном знании в сущности является гораздо большим, чем просто появлением новой теории. Это - принципиально новая теория, принятие которой означает изменение ценностных ориентаций человека и ученого и пересмотр многих привычных представлений и «Истин». Использование гендерного подхода в социальном и гуманитарном познании представляет широкие возможности для переосмысления культуры.

    Гендерные исследования основаны на принципе междисциплинарности - она реализуется и на уровне исследования конкретных проблем, и на уровне обоснования гендерной асимметрии общественного раз­вития в целом. В настоящий момент гендерные исследования проводятся в философии, социологии, экономике, демографии, истории, антропологии, психологии, политологии, филологии и социолингвистике, семиотике, этнографии, культурологии.

Гендерные квоты (gender quotas)

    Законодательно установленный и гарантированный уровень представительства женщин и мужчин в различных органах власти или на различных уровнях власти. В отличие от квоты для женщин, гендерные квоты призваны скорее корректировать и обеспечивать равное представительство женщин и мужчин. В таком случае система гендерных квот отстаивает и интересы мужчин в тех областях, где они слабо представлены.

Гендерные отношения (gender relationships)

    Тип отношений, в настоящее время характеризующийся неравным распределением власти между женщинами и мужчинами как гендерными группами.

Гендерные роли (gender roles)

    Гендерная роль - это поведение в соответствии с набором определенных социальных предписаний, которые адресуются обществом людям в зависимости от их пола. Наглядно проявляется в «соответствующих» мужскому или женскому полу внешнем виде, поведении, речи, манерах, жестах, сферах активности и прочего. Феминная гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей. Маскулинная гендерная роль требует активности, агрессивности, доминирования, амбициозности. Эти различия традиционно считались проявлением внутренних сущностных различий в характерах и интересах женщин и мужчин. Хотя маскулинность/феминность и относящиеся к ним черты считаются противоположными, исследования четко показывают, что люди, независимо от их биологического пола, в различной степени обладают обоими наборами характеристик. Более того, индивидуальные различия внутри одной гендерной группы подчас бывают гораздо глубже, чем различия между гендерными группами. В большинстве обществ мужские и женские роли разведены по признаку пола, во всех обществах мужские роли ценятся выше, чем женские. Гендерные роли в значительной степени детерминируются разделением труда на мужской и женский. Черты, которые предписываются каждой гендерной роли, в целом проистекают из традиционного разделения труда. Гендерные роли социально сконструированы, а не биологически предопределены. С того момента, когда определен пол новорожденного или новорожденной, девочек и мальчиков начинают воспитывать по-разному. Родители, родственники, воспитатели, учителя, сверстники начинают прививать «соответствующие полу» гендерные нормы и следить за исполнением гендерной роли, по-разному одевая девочек и мальчиков, предлагая им разные игры и виды активности (в том числе домашней работы) и наказывая детей (особенно мальчиков) за то, что они делают что-то несоответствующее их полу (например, отращивают длинные волосы или используют косметику). Многие исследователи считают, что мужская гендерная роль более жестко и узко определена.

    Слишком жесткий конформизм в принятии традиционных гендерных ролей влияет на человека на личностном, межличностном и социетальном уровнях. На уровне личности жесткие рамки традиционной роли могут влиять на здоровье - например, мужчины живут в среднем меньше, больше подвержены самоубийствам, убийствам, несчастным случаям, серьезным болезням, чем женщины. Многие из этих явлений могут быть объяснены такими предписанными мужской роли формами поведения, как склонность к риску, агрессивность, стремление к доминированию, достижительность, невозможность проявления эмоций (т.е. невозможность дать себе эмоциональную разрядку), курение, злоупотребление алкоголем. Женщины, наоборот, чаще подвержены психологическим проблемам: депрессиям, страхам, различным расстройствам, связанным с неспособностью контролировать свой аппетит (диеты, болезненное голодание, т.н. анорексия; или булемия - обжорство), а также связанным с излишними переживаниями из-за несоотвтетствия «канонам» красоты. На уровне межличностных отношений мужская гендерная роль часто делает их неподготовленными к открытым проявлениям эмоций, что может сделать их отношения с родными и близкими (даже со своими детьми) более сухими. В женщинах излишний конформизм в отношении предписанной гендерная роли часто воспитывает в них к нерешительность, робость, низкую самооценку, что вредит профессиональным успехам. Традиционные гендерные роли готовят людей к жизни в том мире, который больше не существует: мужчины уже давно не являются единственными кормильцами семей, а женщины вследствие произошедших в обществе и семье изменений уже не посвящают всю свою жизнь семье и материнству. И это наиболее важный вывод, который проявляется на социетальном уровне.

Гендерные стереотипы (gender stereotypes)

    Под стереотипом в социологии понимают совокупность упрощенных обобщенных представлений, своеобразные «шаблоны мысли», которые позволяют быстро оценивать и относить людей к разным расовым, социальным, гендерным и прочим группам. Важными особенностями стереотипа являются его эмоциональная окрашенность и деление людей по принципу обладания или отсутствия какого-либо признака. Признаки, на которых строятся стереотипы, используются для приписывания предметам или людям определенных характеристик для последующего отнесения этих людей или предметов к определенным классам. Стереотипы выполняют несколько функций: обобщают и упорядочивают информацию о внешнем мире; противопоставляют «своих» - «чужим» и разграничивают внутригрупповые и внегрупповые социальные и культурные нормы. Усвоение стереотипов и следование им облегчает ориентацию людей в обыденной жизни.

    Собственно гендерные стереотипы - это культурно и социально обусловленный набор представлений (убеждений, мнений, суждений) о качествах, признаках, нормах поведения, которые свойственны «настоящим» мужчинам и женщинам. Гендерные стереотипы строятся по принципу «бинарной оппозиции»: то, что приписывается мужчинам, отрицается за женщинами. Гендерные стереотипы фиксируются в языке, а затем начинают работать в общественном и индивидуальном сознании по схеме «правильное/неправильное». Таким образом, стереотип нередко задает программу поведения. Одним и тем же действиям, качествам и признакам даются разные оценки в зависимости от пола. Например, сказать женщине, что у нее «мужской ум» - это сделать комплимент; но сказать мужчине, что у него «женский характер» - это значит оскорбить его.

    Существующие в каждом обществе гендерные стереотипы влияют на построение Я-концепции и поведение людей: например, стереотип, что «женщины не могут быть успешными математиками» часто способствует формированию у девочек установок на отказ от этого поприща. Гендерные стереотипы влияют на то, какое впечатление мы производим на других, как они оценивают нас и как мы оцениваем их. Например, в некоторых культурах не принято, чтобы мужчина уделял много внимания своей внешности, поэтому излишне ухоженный мужчина может (в противоречии со здравым смыслом) оцениваться негативно.

    Негативная роль гендерных стереотипов особенно очевидна на рынке труда, где стереотипы «мужчины имеют лидерские качества», а для «женщины главное в жизни - это семья» приводят к профессиональной сегрегации по признаку пола.

Гендерные стереотипы в СМИ (gender stereotypes in mass media)

    Гендерные стереотипы особенно живучи в массовом сознании и массовой культуре, частью которых являются СМИ. Более того, именно СМИ часто и выступают основным транслятором гендерных стереотипов. Это проявляется различными способами: в навязывании устаревших представлений о женском и мужском предназначении; в трансляции искаженного образа современных женщин и мужчин; в замалчивании проблемы гендерной дискриминации, даже в прямых сексистских оценках типа «политика - не женское дело». Но гендерные стереотипы как социально и культурно обусловленные мнения и оценки меняются со временем. Во многих странах, где идеи гендерного равенства получают общественную и государственную поддержку, СМИ разрабатывают новые нормы несексистского языка и подачи информации о мужчинах и женщинах.

Гендерный анализ (gender analysis)

    Изучение различий в условиях, потребностях, степени участия, доступа к ресурсам и развитию, участия в принятии решений между мужчинами и женщинами; анализ и оценка политик, программ и институтов с точки зрения того, как они учитывают принципы гендерного равенства. Сущность гендерного анализа заключается в том, чтобы понять последствия принимаемых политических, экономических и социальных решений для мужчин и женщин, и поэтому он должен быть частью общего социально-экономического анализа государственной политики.

Гендерный аудит (gender audit)

    Проводится с тем, чтобы оценить, в какой степени, на сколь регулярной основе и насколько эффективно интересы мужчин и женщин учитываются в практической деятельности организации, в разрабатываемых и выпускаемых документах и публикациях, на уровне управления и принятия решений, в кадровой политике. Гендерный аудит относится к категории так называемых «аудитов качества», которые не имеют контролирующей или ревизионной функции и проводятся для выяснения, насколько внутренняя структура и используемые организационные механизмы организации способствуют выполнению определенных задач и каковы возможности для совершенствования существующих практик.

Гендерный бюджет (gender budget)

    Это применение Комплексного гендерного подхода к формированию и исполнению бюджета. Означает проведение гендерного анализа бюджетов, учёт гендерной перспективы на всех этапах бюджетного процесса, а также переформирование доходной и расходной частей бюджета с целью обеспечения продвижения гендерного равенства. Кроме того, гендерно ориентированное формирование бюджета заключается в рассмотрении предполагаемых результатов бюджетных ассигнований, иными словами, в возможности увидеть, как бюджетные ассигнования сказываются на социально-экономических возможностях мужчин и женщин.

Гендерный дисплей (gender display)

    Термин введен И.Гофманом для обозначения многообразия конвенциональных представлений и проявлений маскулинного и феминного в процессе межличностного общения. Гендерный дисплей проявляется в мимике, жестикуляции, речи, внешности (костюм, прическа, косметика), стиле общения и многих символических нюансах общения. Это своеобразный «маскарад» пола, который показывает соучастнику, что субъект играет по правилам; в то же время, субъект таким образом поддерживает эти правила и свою собственную гендерную идентичность.

Гендерный контракт (gender contract)

    Набор скрытых и явных правил управления гендерными отношениями, которые формируют разделение труда по половому признаку, разные ответственность и обязанности женщин и мужчин на трех уровнях: культурном (нормы и ценности общества); институциональном (семья, благосостояние, образование и занятость) и в процессе социализации.

Гендерный конфликт (gender conflict)

    Действие или состояние, обусловленное столкновением гендерных ролей, норм, ценностей отношений. Например, мужчины с красивой внешностью часто бывают фрустрированными из-за этого, поскольку обладают качеством, более соответствующим женщинам. Традиционное противопоставление красоты уму приводит к тому, что окружающие начинают воспринимать красивых мужчин как глупых и пустых. Еще один пример гендерного конфликта - женщин-руководителей, не проявляющих мягкости и понимания человеческих слабостей подчиненных, осуждают более жестко, чем суровых мужчин-руководителей.

Гендерный разрыв (gender gap)

    Разрыв в любой области между женщинами и мужчинами с точки зрения их участия, возможностей, т.е. доступа к ресурсам, правам, вознаграждениям или выгодам.

Гетеросексуальность (heterosexuality)

    В самом общем смысле - ориентация на сексуальные отношения с людьми противоположного пола. В социологическом смысле - привилегированное и доминирующее выражение сексуальности, часто оцениваемое как «естественная» форма сексуального желания у человека. На этом основании гетеросексуальность считается социальной нормой, которая поддерживается различными социальными институтами, в первую очередь правом, браком и семьей, а также церковью и социальной политикой. В последнее время некоторые социологи обратили внимание на необходимость изучения того, насколько гетеросексуальность нормализована и какие специфические формы она принимает в разных культурах. Ряд феминистских теоретиков утверждает, что гетеросексуальность является властным, то есть политическим институтом, целью которого является подчинение женщин мужчинам. Понятие принудительной гетеросексуальности (compulsory heterosexuality), введенное Адриенной Рич и Эндрю Дворкин, определяется как одно из главных средств легитимизации и укрепления сексуального и социального господства мужчин над женщинами. Эта позиция оспаривается теми феминистками, которые склонны к гетеросексуальности и не считают, что такие отношения неизбежно укрепляют дисбаланс власти между мужчинами и женщинами.